Международные кредиторы в лице группы стран G20 сделали возможным облегчение бремени задолженности для многих африканских стран, но африканские лидеры опасаются принимать предложенную помощь.
Даже обсуждение подобного долгового облегчения может понизить международные кредитные рейтинги и вызвать новые условия погашения облигаций по еврооблигациям, которые правительства африканских стран выпускают с растущей скоростью.
«Большая двадцатка» (G20) надеялась высвободить 20 миллиардов долларов для развивающихся стран, чтобы они могли их использовать для поддержки своих систем здравоохранения, поскольку во многих из них кризис в области здравоохранения продолжает набирать силу.
Они предложили 73 странам мира приостановить двусторонние платежи по обслуживанию долга на оставшуюся часть 2020 года, в случае необходимости. Несмотря на чрезвычайное кредитование МВФ и Всемирного банка, дефицит финансирования составляет 44 миллиарда долларов. Но африканские правительства отказываются от помощи.
Например, в Кении казначейство обеспокоено тем, что условия его еврооблигаций указывают на то, что, если он попросит заморозить 675 млн. долл. США текущих двусторонних выплат по кредитам, это будет рассматриваться как «дефолт» и вызовет требования для страны выплатить 6,1 млрд. долл. США по еврооблигациям.
Общий африканский долг перед держателями облигаций оценивается в 115 миллиардов долларов, и многие африканские страны выпускают еврооблигации с процентными ставками, которые примерно на 7% выше, чем у менее рискованных стран.
На вторичных торгах в последние недели цены облигаций для некоторых стран резко выросли, поскольку инвесторы видят растущие риски.
Коронавирус только увеличивает существующий риск. Международный валютный фонд (МВФ) предупредил два года назад, что у многих стран имеются «проблемные долги».
Запрос на использование долгового моратория может также повредить международным кредитным рейтингам, которые формируются на основе анализа международных заимствований. Дефицит правительств растет из-за увеличения расходов на преодоление последствий пандемии, снижения налоговых поступлений, полученных в результате снижения деловой активности, и снижения прибылей и заработной платы.
У некоторых нет выбора
7 мая рейтинговое агентство Moody’s понизило прогноз Кении со «стабильного» до «негативного», обвиняя в этом последствия кризиса в области здравоохранения и сокращение экспорта сельскохозяйственной продукции. Агентство предупредило, что может понизить рейтинг Камеруна и Эфиопии, потому что они воспользовались долговым мораторием от G20.
У некоторых стран нет выбора. В конце мая стало известно, что Замбия может стать первой жертвой от последствий пандемии. Страна наняла инвестиционных банкиров Lazard по контракту на 5 млн долларов для предоставления консультаций по «управлению обязательствами» или реструктуризации долга на 11 млрд долларов, включая примерно 3 млрд долларов для держателей облигаций США и аналогичную сумму для Китая. Lazard также консультирует Аргентину, которая не выполнила своих обязательств в мае.
Замбия ожидает погашения долга в размере 1,5 млрд долларов в 2020 году, а агентство Fitch Ratings дало прогноз о том, что дефолт в стране «вероятен». Ангола также является одним из многих африканских экспортеров нефти, чья экономика, включая экспорт и налоговые поступления, потерпела крах, когда мировые цены на нефть упали ниже 20 долларов за баррель. В этом страна обязуется выплатить 500 миллионов долларов частным держателям облигаций.
Африканские заемщики столкнутся с огромным объемом выплат в течение следующих пяти лет, и как бы ни складывалась ситуация с пандемией, возможен ряд дефолтов. Но в краткосрочной перспективе африканские страны сталкиваются с мучительным выбором между расходами на здравоохранение и попыткой сохранить средства к существованию для своих граждан, либо же сохранить доступ к международным финансовым рынкам.