После карантинных мер, вызванных пандемией COVID-19 Конго (Браззавиль) вновь продолжает работу над значимыми для страны, стратегическими проектами, в основном в рамках ГЧП (государственно-частного партнерства) с китайскими компаниями.
Государственная казна пуста, уровень долга у страны велик, но инфраструктурные проекты с участием китайских компаний продолжаются. Отчасти это стало возможным и благодаря удачной структуре и юридической форме сотрудничества Китая и Конго. ГЧП уже получили распространение во многих секторах (нефть, шахты, цемент, транспортная инфраструктура).
Особая экономическая зона Пуэнт-Нуар.
Для реализации своего влияние посредством ГЧП Китай имеет следующий инструмент: Китайскую корпорацию развития зарубежной инфраструктуры и инвестиций (Coidic), у которой семь крупных акционеров, включая Китайско-африканский фонд развития (FDCA) и Китайский банк развития. Сферы интересов Coidic, это энергетика, транспорт, телекоммуникации и особые экономические зоны (ОЭЗ). В Конго существует несколько стратегических проектов, но особое место занимает ОЭЗ Пуэнт-Нуар.
Во время визита президента Конго Дени Сассу-Нгессо в Пекин в сентябре 2018 года между Конго и Coidic было подписано рамочное соглашение о развитии ОЭЗ Пуэнт-Нуар. В соглашении указано, что Конго и Китай создадут компанию со смешанным капиталом в соответствии с конголезским законодательством под названием «Девелопер», которая будет осуществлять разработку, финансирование, строительство и эксплуатацию в ОЭЗ.
В феврале 2019 года партнеры создали Национальный фонд развития Конго (FNDC) — публичную компанию с ограниченной ответственностью, капиталом которой в равной степени владеют конголезское государство и Китайско-западноафриканская группа. По словам конголезского министра Каликст Нганонго, миссия фонда заключается в мобилизации финансовых ресурсов китайских инвесторов и различных учреждений для «поддержки экономического и социального развития Конго». Целевые сферы: сельское хозяйство, промышленность, туризм, здравоохранение и образование.
Логистика и энергетика.
Активное развитие ГЧП началось после подписания в конце апреля 2019 года соглашения о реструктуризации конголезского долга Китаю. В октябре следующего года, после проведения 5-го форума «Инвестиции в Африку» в Браззавиле, было заключено семь соглашений о ГЧП.
Так, Coidic подписала рамочное соглашение о сотрудничестве с Китайско-конголезским банком Африки (BSCA, созданный в 2016 году и базирующийся в Браззавиле) и Агентством по планированию, продвижению и развитию особых экономических зон Конго (создано в 2017 году) для оказания BSCA финансовых услуг ОЭЗ Пуэнт-Нуар, работа которой должна начаться со строительства китайской газовой электростанции.
Транспорт также выиграет от контрактов ГЧП. Первая программа, запущенная в июне 2020 года, предполагает строительство шести мостов в четырех внутренних провинциях. Строительств возложено на китайскую Ampthill Industry, при финансовой поддержке малазийской лесной компании.
За этим последуют водные пути, техническое обслуживание которых на реках Убанги и Сангха будет обеспечивать ГЧП, а также строящаяся линия железной дороги де Майоко (в Ниари), после подписания соглашения между конголезской группой Sapro и China State Construction Engineering.
В энергетическом секторе было делегировано управлению по строительству гидроэлектростанцией Sounda Gorges (Kouilou) китайской China Railway 20 Bureau Group Corporation.
Наконец, в сфере телекоммуникаций стратегия по национальному покрытию страны цифровой связью поручена китайской Huawei.
Таким образом, инфраструктурный компонент китайско-конголезских соглашений широко представлен. Еще неизвестно, кто — конголезское государство или китайские компании — получит большую выгоду от нового формата взаимоотношений.