Экономики африканских стран, пораженные одновременно Covid-19 и низкими ценами на нефть, столкнулись с серьезным кризисом ликвидности.
В то время как мир только охватывала пандемия Covid-19, Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал серьезное экономическое заявление в апрельском выпуске своего World Economic Outlook. Фонд заявил, что страны с развитой экономикой и с хорошо оснащенными системами здравоохранения, естественно, будут лучше подготовлены к тому, чтобы пережить кризис.
По мере развития пандемии страны с развитой экономикой поступали следующим образом. Власти вводили налоговые послабления и прямое денежное стимулирование на сумму несколько триллионов долларов в свои экономики, чтобы усилить социальную сферу и обеспечить быстрое восстановление после карантина. Большинство правительств ЕС влило в свои экономики более 6 трлн долларов, по сути становясь страхователями национального масштаба.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) расширил объем покупок облигаций, чтобы смягчить шок. Политические меры, принятые властями США, также были беспрецедентными по масштабу и оперативности. По оценкам МВФ, с начала пандемии страны с развитой экономикой вложили в свою экономику более 14 трлн долларов.
Как избежать кризиса платежеспособности.
Учитывая быстрое распространение коронавируса и реализацию карантинных мер, которые в свою очередь привели к резким потрясениям со стороны спроса и предложения, возникший в результате кризис ликвидности был одним из наиболее важных рисков, с которыми столкнулись государства и компании.
Массовое вливание ликвидности странами, имеющими возможность дополнительно выпускать резервные валюты, не позволило кризису ликвидности превратиться в кризис платежеспособности и каскад банкротств.
В этом отношении решение Федеральной резервной системы США об увеличении предоставления ликвидности через долларовые своп-линии было полезным шагом, направленным на предотвращение риска нарастания кризиса в глобальных финансах. Понятно, что поток дефолтов на развивающихся рынках может создать угрозу финансовой стабильности для стран с развитой экономикой.
Однако, хотя смелый шаг ФРС помог снизить нагрузку на долларовое финансирование во время кризиса Covid-19, его линии обмена нацелены на очень небольшое количество стран.
В этом смысле Африка осталась наиболее уязвимой для кризиса ликвидности. Плюс ко всему Африка больше, чем любой другой регион, столкнулась с острейшей нехваткой долларовой ликвидности.
Африканская ликвидность.
В некоторых частях развивающегося мира существуют региональные механизмы финансирования, которые помогают смягчить негативные последствия кризиса. Например, Арабский валютный фонд, Евразийский фонд стабилизации и развития, и Чиангмайская инициатива Восточной Азии. В Африке нет подобных механизмов.
Кроме того, сырьевые товары остаются основным источником валютных поступлений в Африке, на которые приходится более 90% экспортных поступлений в таких странах, как Ангола и Нигерия. Следовательно, резкое падение цен на нефть после вспышки пандемии отрицательно сказалось на состоянии ликвидности африканских государств.
Кроме того, существует несколько других направлений, по которым спад Covid-19 усугубил кризис ликвидности в Африке, — например, туризм, денежные переводы, прямые иностранные инвестиции и пр.
Нехватка долларовой ликвидности на официальном межбанковском рынке Африки и в экономике в целом усугублялась трудностями, с которыми сталкивались африканские страны при попытке осуществить заимствования в иностранной валюте на международных рынках капитала.
Африканские правительства, которые не могли выпускать резервные валюты и потеряли доступ к международным рынкам капитала в разгар кризиса, увеличили свои внешние обязательства, воспользовавшись механизмом реагирования МВФ на чрезвычайные ситуации.
Кредитование Африки МВФ значительно увеличилось — с годового среднего показателя до пандемии в 4,2 миллиарда долларов до более чем 24,9 миллиарда долларов. С начала пандемии три крупнейшие экономики Африки (Египет, Нигерия и Южная Африка) получили от МВФ общую помощь в размере 15,5 млрд долларов для удовлетворения неотложных потребностей платежного баланса, при этом для Южной Африки это стало первым в истории заимствованием.
Инициатива G20.
В рамках инициативы G20 по приостановке обслуживания долга, которая предлагает облегчение выплат по официальным двусторонним платежам по обслуживанию долга (основная сумма долга и проценты) 73 странам с низкими доходами, 37 африканских стран, имеющих на это право, могут высвободить около 6,5 млрд долларов.
Однако преимущества данной инициативы — несмотря на то, что это самая амбициозная финансовая мера поддержки в своем роде как по размеру, так и по размаху — остаются заметно незначительными. В лучшем случае реальная помощь, которую эта инициатива может предложить, составляет менее 15% от общих годовых платежей по обслуживанию долга (44 млрд долларов), которые африканские страны должны в этом году своим внешним кредиторам.
Кения, Нигерия и шесть других африканских стран отказались от участия в инициативе G20 из-за опасений, что участие может спровоцировать снижение кредитного рейтинга, что затруднит им доступ на международные рынки капитала.
Так, например, агентство Moody’s, пересмотрело кредитный рейтинг Камеруна и Эфиопии в сторону понижения, из-за участия этих стран в инициативе G20, что отражает ожидания того, что повысятся их риски дефолта по частным долговым обязательствам.
Преимущества специальных прав заимствования.
Выпуск МВФ дополнительных специальных прав заимствования (SDR) — резервных активов фонда, состоящих из корзины валют — приносит большую пользу для проблемных рынков.
Выпуск SDR успешно использовался в прошлом, в том числе во время глобального финансового кризиса 2008 года, для увеличения ликвидности мировой экономики. Они представляют собой безусловный ресурс, выделяемый на прозрачной основе, и являются наилучшим экономическим ответом на продолжающийся кризис. Выпуск SDR не будет подвергать страны риску понижения рейтинга или ограничивать доступ к частному капиталу.
Выпуск SDR принесет пользу африканским странам с низким доходом. Наиболее крупные африканские экономики, которые были исключены из своповых линий ФРС, являются важными факторами роста и внутрирегиональной торговли. Увеличение их резервной базы за счет выпуска новых SDR снизит подверженность стран рискам нестабильности обменного курса и ликвидности, а также повысит доверие инвесторов, что будет способствовать восстановлению экономики Африки после кризиса.
Демократизация SDR.
Современная история дает убедительный аргумент в пользу выпуска новых SDR для борьбы с кризисом Covid-19. Доминик Стросс-Кан, прежний управляющий директор МВФ, который курировал выпуск SDR на сумму 250 миллиардов долларов для устранения последствий финансового краха 2008 года, в то время поднял очень острый вопрос. Стросс-Кан спросил: «Почему ФРС и ЕЦБ могут создавать деньги для поддержки своих экономик, но не центральные банки Африки?»
В 1970-х годах право выпуска резервной валюты принадлежало почти исключительно США, и поэтому Валери Жискар д’Эстен, министр финансов Франции, а затем и президент, приписывал доллару «непомерные привилегии». В последующие десятилетия эта привилегия была распространена на другие страны с развитой экономикой и их валюты (евро и японская иена).
Пандемия Covid-19 показала неравенство, присущее современной глобальной финансовой архитектуре. В краткосрочной перспективе выпуск SDR снизит риск кризиса ликвидности и даст правительствам, у которых нет ни фискального пространства, ни привилегии эмиссии резервных валют, финансовые средства для борьбы с пандемией. В долгосрочной же перспективе демократизация выпуска SDR будет иметь решающее значение для реформирования международной валютно-финансовой системы и подготовки современного мира к будущим и, возможно, более частым и более серьезным глобальным кризисам.