Пандемия Covid-19 в африканских государствах только усугубила проблемы, которые уже существовали до появления вируса. В каком-то смысле на фоне карантинных мер, большинство африканских государств оказались лишь распорядителями в деле распространения международной помощи для населения. Это стало возможным в связи с усилением конкуренции между Вашингтоном и Пекином, когда гуманитарная помощь стала рассматриваться как значимый конкурентный фактор.
В то же время, как ни странно, но коронавирус, так и не стал основной проблемой для африканских стран. При всем критическом отношении к имеющейся статистике количества заболевших вирусом, в Африке их количество на порядки меньше в сравнении с западными странами. Предсказываемый практически всеми экспертами кризис здравоохранения так и не произошел. Тут сыграла свою роль демографическая структура африканских стран (преобладание детей и молодежи), наличие более опасных заболеваний в сравнении с коронавирусом, и отчасти, слаженные действия Африканского Союза.
Covid-19 потерялся в списке бед Африки. С экономической точки зрения эпидемия обострила уже существующие проблемы. К примеру, падение цен на нефть уже вызвало бюджетные кризисы в таких странах как Нигерия или Ангола еще до карантинных мер.
Плюсы пандемии.
Более того, пандемия коронавируса, в какой-то мере отсрочила проблемы чрезмерной задолженности ряда африканских стран. Например, Судана, Мозамбика и Замбии. Те же США стали смотреть на проблемы чрезмерной задолженности в условиях повышенных социальных трат из-за карантинных ограничений более снисходительно.
Также отошла на второй план и целевая установка США на демократизацию африканского континента. Третий срок правления для существующих режимов ожидаем для Кот-д’Ивуара и для Гвинеи, и не является больше непреодолимой проблемой. В условиях глобального кризиса здоровья (или эффективность функционирования государства) остается единственно значимым критерием, вопросы демократии становятся вторичными.
Позиция Китая.
Китай увеличил свое влияние в Африке. В период пандемии значительно увеличилась гуманитарная активность Китая. В том числе частные инициативы, к примеру деятельность миллиардера Джека Ма, который отправил сотни тысяч тестовых наборов в несколько стран на континенте.
Как и после кризиса 2008 года, китайские компании скупают все новые отрасли в африканских странах. В ДР Конго, например, горнодобывающий сектор в настоящее время в значительной степени находится под контролем китайцев.
Значимым остается вопрос, — какую компенсацию потребуют китайцы от стран, которые не смогут выплатить взятые долги. Напряженность по этому поводу уже очевидна.
Проблема чрезмерной задолженности при осуществлении инфраструктурных проектов, контролируемых Китаем, в Африке очень конкретна. В этом отношении Кения является одновременно примером и испытанием. С начала пандемии китайско-кенийские отношения ухудшились: изгнание китайцев, занимающихся незаконной торговлей, запрет на экспорт ослиных шкур в Китай, запросы китайского правительства за разъяснениями по поводу незаконного присвоения гуманитарной помощи.
Но реальный предмет разногласий заключается в следующем, — это погашение китайского кредита в размере 3,2 млрд долларов, взятого на строительство главной железнодорожной линии страны. Эта железная дорога, эксплуатируемая с 2017 года, была построена и управляется китайской корпорацией. Однако кенийские власти прекратили выплату кредита и просят пересмотреть контракт. В ответ китайцы угрожают полной остановкой железной дороги.
С другой стороны, США оказывают как давление на африканские страны, замеченные в особой близости с Китаем, и одновременно увеличивает финансирование, направленное на проекты устойчивого развития Африки. Однако, демографическая динамика на континенте не оставляет шансы на то, что эта помощь будет сколь либо достаточной. В лучшем случае, будут закрываться краткосрочные проблемы продовольственной безопасности. Африканские страны не смогут развиваться без дешевых китайских кредитов.
Коррупция.
Социальная и экономическая неэффективность демократически избранных африканских правительств подпитывает разочарование в демократии и усиливает радикальные политические силы. Вероятно, протесты будут нарастать при отсутствии сколь либо сформулированной политической альтернативы.
Ярким примером является Нигерия, — одна из наиболее коррумпированных стран Западной Африки. Последние социальные и политические протесты в этой стране, яркое подтверждение этих процессов.
Эпидемия, в том числе, обозначила уменьшение роли африканских государств. За исключением ЮАР, у большинства из стран не было собственных возможностей здравоохранения для сдерживания эпидемии. Без возможности осуществления строгих карантинных мер и экономической помощи социально незащищенным слоям населения, правительства оказались сведены к роли распорядителя международной помощи, которую доноры распределяют в чрезвычайных ситуациях. И даже эту роль они исполнили плохо, поскольку системная коррупция поглотила часть гуманитарной помощи. Хищение финансовых средств, выделенных борьбу с коронавирусом, даже породило новое явление — «коронабизнес».