На днях супруга Эрдогана — Эмине-ханум — презентовала в Нью-Йорке книгу о своих поездках по Африке, которая называется (https://t.me/turkeyabout/6749) «Мои поездки по Африке». Здесь, наверное, нужна шутка про мемуары Брежнева и литературных кого-то там — но не будем: пока мы тут громко смеёмся, единственный звук, доносящийся из стамбульских гостиных, — это шелест купюр.
Потому что возьмём хотя бы одну (хотя бы одну) страну, куда Эмине ездила вместе с супругом: Сомали. Эрдоган за последние 10 лет нанёс туда три госвизита. Самая бедная на земле территория (второе или, возможно, третье, если считать Южный Судан, место С КОНЦА по подушевому ВВП (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%92%D0%9F_(%D0%9F%D0%9F%D0%A1)%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%83%D1%88%D1%83_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)), вечная гражданская война, из статей национального дохода — морское пиратство. У России в Могадишо даже посольства нет. А зачем? Туда не ехать надо — а бежать оттуда (и за последние 30 лет убежало уже два миллиона (https://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/06/01/5-facts-about-the-global-somali-diaspora/))
Но Турция не просто зашла (https://en.wikipedia.org/wiki/Somalia%E2%80%93Turkey_relations) в этот failed state — а:
— Построила в Могадишо суперсовременный Госпиталь имени Эрдогана на 200 койко-мест и с бюджетом свыше $100 млн (правильно, «новые штаммы вирусов» вполне могут появиться в страдающей от нехватки вакцин Африке (https://t.me/russica2/38738)— так и пусть «садыки» встретят их на дальных подступах).
— Построила (https://en.wikipedia.org/wiki/Aden_Adde_International_Airport#Turkey) новый терминал международного аэропорта в Могадишо (а то — ишь чего! — китайцы заделали главный хаб северо-востока Африки, новый терминал в Аддис-Абеде — «мы тоже свой кусок пирога хотим»).
— Планирует построить в Могадишо «10 тыс новых домов». Новый дом — это не только цемент и арматура (производятся в Турции), но и облицовочные материалы, электрораспределительные системы и пр. (производятся угадайте где).
Но зачем же? Разгадка: «В январе 2020 правительство Турции заявило, что Сомали пригласило Турцию осваивать его морские залежи нефти» (в цитате прекрасно всё). 98% энергоносителей Турция импортирует (порой от очень своеобразных партнёров), любой нормальный манагер во избежание проблем будет пытаться поставить под контроль всю цепочку поставки.
Да что Турция — даже бедный, раздираемый кризисом Ливан получил в ЦАР господряд (https://t.me/BeregTime/2225) на печать гербовой бумаги.
Поэтому разговор: «Надо бы и России заходить в Африку!» — стал настолько общим местом, что приводить дополнительные тезисы в его обоснование уже как-то смешно: вы бы ещё сказали, что «надо русских за рубежом защищать» или что «надо заниматься импортозамещением».
Но.
Здесь есть опасность угодить в «Африканскую ловушку». Бездумно потратить ресурсы — чтобы получить круглый ноль.
Классический пример: СССР поддерживал сомалийского диктатора Сиада Барре, потом он напал на социалистическую Эфиопию, нам пришлось бежать из Сомали, бросив там свою военную базу (https://t.me/octagonmedia/3593), и посылать военных советников в Аддис-Абебу, дабы противостоять советскому оружию, которым была оснащена армия агрессора.
Совсем свежий пример: в Банги «раздают сухпайки с Уралов» (ну, Турция раздаёт еду в Лесото (https://t.me/chesnokmedia/5356) — круто же, чем мы хуже?).
И? Какой реально измеримый экономический результат мы имеем?
Какой реально измеримый результат мы имеем, защитив президента N-ской республики от физического уничтожения с помощью российских ЧВК?
Наши фирмы взяли подряд на реконструкцию аэропорта, из которого можно контролировать половину континента? Наши операторы связи (Африка — последний бурно растущий рынок мобильных устройств) стали предоставлять услуги для +100 млн новых абонентов? Наши картографические сервисы выпустили приложение «Яндекс-карты в Бурунди» и подсадили местный малый бизнес на свою экосистему — от доставки еды до заказа такси?
Вот на эти вопросы нам надо бы дать ответы. Геополитическое присутствие должно быть экономически оправданным. А иначе можно надорваться, как поздний СССР или нынешние США.