Рассказываем о важнейших событиях африканского бизнеса и экономики за прошедшую неделю.
🌍 Более 25 африканских лидеров выступили на Конференции по климату в Глазго. Основной тезис – текущий уровень финансирования остается низким (https://www.bbc.com/news/57975275) и далек от 100 миллиардов долларов в год, которые должны были перечисляться континенту в соответствии с решениями Конвенции ООН об изменении климата в 2009 году. В период с 2016 по 2018 год только 25% от общего объема финансирования проекта были направлены в африканские страны. Несмотря на то, что согласно октябрьскому докладу (https://public.wmo.int/en/media/press-release/state-of-climate-2021-extreme-events-and-major-impacts) Всемирной метеорологической организации на Африку приходится всего 4% глобальных выбросов парниковых газов, континент нагревается быстрее, чем в среднем по миру и остается наиболее уязвимым регионом для глобального потепления. Афросоюз прогнозирует, что изменение климата может снизить совокупный ВВП региона на 3% (https://www.aljazeera.com/news/2021/10/19/climate-change-threatens-more-than-100-million-in-africa-un) к 2050 году.
🏦 Опубликован рейтинг 200 крупнейших банков Африки. И в его верхних эшелонах мало что изменилось: (https://www.theafricareport.com/139279/top-200-african-banks-shaken-by-covid-19-but-showing-resilience/) топ-12 банков остались прежними и снова только три страны представлены на вершине рейтинга, а именно Египет, Марокко и ЮАР, включая неизменного лидера Standard Bank Group. Причем ЮАР снова доминирует в рейтинге с 42% от общего числа ведущих банков континента. Общий баланс 200 крупнейших банков вырос на 12,4% и составил 1,97 трлн долларов. Отметим также, что пандемия ускорила процессы цифровизации в банковском секторе. Так, в кенийском банке KCB 98% транзакций в третьем квартале 2020 года проводились онлайн. А общая доля мобильных платежей в потребительском секторе увеличилась с 16% до 44% за год. По итогам года китайской платежной системе UnionPay удалось навязать борьбу Visa и Master Card (https://www.theafricareport.com/139320/top-200-african-banks-visa-vs-mastercard-vs-unionpay/) и после заключения сделок со Standard Bank, нигерийским финтех-гигантом Interswitch и Bank of Africa (Марокко) расширить свое присутствие на континенте до 40 стран.
🛩 Первым делом — самолеты. Доклад Boeing (https://www.boeing.com/commercial/market/commercial-market-outlook/) прогнозирует, что авиакомпании Африки будут каждый год увеличивать свой парк на 3,6% для того, чтобы обеспечить ежегодный пятипроцентный рост пассажиропотока на континенте (третий показатель в мире). Так, к 2040 году авиакомпаниям Африки потребуется 1030 новых самолетов на сумму 160 миллиардов долларов. Тем временем, крупнейший авиаперевозчик Африки, Эфиопские авиалинии, продолжают расширять свое влияние на континенте (https://www.theeastafrican.co.ke/tea/business/inside-ethiopian-airlines-plan-dominate-african-skies-3605784), устанавливая свое присутствие во многих африканских странах благодаря стратегическому партнерству с местными перевозчиками. Уже в следующем месяце эфиопские авиалинии запускают Air Congo, открывают новую авиакомпанию в Замбии, а также планируют возобновить работу авиалиний Мозамбика, которые из-за Covid-19 прекратили свою деятельность в мае.