Российско-африканские экономические отношения в условиях санкционного режима

Эксперт ЦСЭГИ, д.э.н., профессор Станислав Ткаченко специально для канала Африканистика

Обострение отношений России с США и их союзниками, вылившееся после 24 февраля в санкционную войну против всей российской экономики, пока развивается по нарастающей спирали. Поэтому оценки и прогнозы, которые присутствуют ниже, основываются на следующих допущениях:

— Жесткие финансовые санкции против России будут действовать, но у национальных компаний сохранится возможность проводить платежи с иностранными контрагентами через банки государств, не участвующих в санкционной войне;

— Россия сможет осуществлять торговлю товарами со странами африканского континента, преимущественно морским транспортом;

— Будет обеспечена возможность функционирования авиационного транспорта для доставки людей и грузов между Россией и государствами Африканского континента (ГАК).

Современное сотрудничество России и ГАК 

Общий объем двусторонней торговли в прошедшие пять лет был невелик. В условиях скачков цен на сырьевых рынках, а также пандемии COVID-19, он колебался в коридоре $15-20 млрд в год. Россия сейчас занимает только 12-е место среди стран – партнеров ГАК в сфере торговли, и реальных перспектив резко подняться в этом списке у России пока нет. 

Структура торговли России со странами Африки в настоящее время крайне благоприятна. Позитивный торговый баланс складывается в пользу России, и в ближайшие годы такая картина сохранится, открывая для роста российского импорта из ГАК значительное окно возможностей. 

Несырьевая и неэнергетическая составляющая в российском экспорте на континент – около 80%. Такая структура – хорошая стартовая позиция для расширения торговых связей в будущем за счет использования российских технологий и иной продукции промышленности с высокой добавленной стоимостью. При этом 85% российского экспорта приходится на 7 государств Африки, оставляя за бортом почти 47 стран, торговля с которыми могла бы быть существенно расширена.

Ввиду относительно низкого уровня развития промышленности, главная статья поставок из ГАК в Россию сегодня – аграрная продукция, а также уникальные минеральные ископаемые, отсутствующие в российских недрах в достаточных количествах. Так, российские горнорудные компании постепенно усиливают свое присутствие на рынках ГАК, занимаясь освоением месторождений висмута, вольфрама, лития, никеля, ниобия, олова, тантала и титана. Масштабные позитивные изменения в этой сфере прогнозировать трудно, для расширения присутствия на континенте горнорудных компаний из России требуются масштабные инвестиции, а они в ближайшее время маловероятны.

Тем не менее, в отдельных наиболее развитых государствах Африки (Ботсвана, Алжир, ЮАР, Египет, Намибия) имеется потенциал для промышленной кооперации с Россией, которая может содействовать снижению негативного эффекта санкций. Речь может идти о поставках производимых в этих странах компонентов и оборудования, или же о перепродаже аналогичной продукции, произведенной в третьих странах и незначительно доработанной в одном из ГАК. 

Рассматривая перспективы сотрудничества с ГАК в сфере высоких технологий, целью которого является снижение негативного воздействия санкций, России следует учитывать китайский фактор, поскольку в большинстве ГАК именно компании из КНР, поддержанные государством, играют лидирующую роль в развитии промышленности и поставках значительной части продукции высоких технологий.

Сегодня в ГАК имеются в наличии и усиливают свое значение в условиях нестабильности мировой экономики два фактора: 

  1. богатые природные ресурсы, расположенные удобно для их поставок на рынки других стран (при условии развития транспортно-логистического комплекса), а также способные быть переработанными «на месте», в том числе в интересах новейших отраслей промышленности; 
  2. быстрый рост населения, нехарактерный для регионов планеты с более высоким уровнем экономического развития. В условиях ужесточения возможностей для экономической миграции из ГАК в развитые страны и стремления Запада противодействовать потокам беженцев мерами, удерживающими их в государствах ГАК, численность молодого населения в регионе будет расти, формируя новое качество его экономики. Молодежь становится важным фактором расширения внутреннего рынка, ускорения темпов его приближения к стандартам потребления в высокоразвитых государствах, построения в ГАК современной экономики знаний. 

Основные ограничения, введенные против Российской Федерации после 24 февраля 2022 г.

В настоящее время действуют и постоянно расширяются санкции против отдельных российских компаний в государственном и частном сферах экономики, в том числе против компаний в энергетике, оборонной промышленности, высоких технологиях. Санкционный удар также нанесен по авиасообщению с государствами Европы и Северной Америки. Заморожены заграничные активы Центрального Банка РФ, ряд российских банков отключен от сервиса обмена информацией о платежных операциях SWIFT, западные финансовые рынки практически полностью закрыты для российских банков.

В 2014-2022 гг. по отношению к России была предпринята беспрецедентная в мировой истории последнего столетия попытка либо блокировать доступ страны на глобальный рынок, либо поставить его под контроль США и их союзников. Поэтому целью деятельности по нейтрализации предполагаемого эффекта санкций должно быть построение Россией системы мирохозяйственных связей, которая будет в максимальной степени независима от прямого влияния США с союзниками, стремящимися уничтожить российскую экономику.

В этом контексте ГАК представляют собой особую ценность, поскольку в большинстве из них влияние США и Европейского союза на настоящий момент не является абсолютным. У российской дипломатии и бизнеса имеется возможность в короткие сроки построить инфраструктуру сотрудничества с ГАК, защищенную от прямых атак и угроз со стороны западных противников.

Перспективные направления развития отношений России и государств Африки в условиях санкционного режима

Государства Африки столкнулись с тем, что старая модель развития, основанная на ценностях либерального международного порядка, на континенте не работает. КНР в рамках своего обширного присутствия практикует схему: инвестиции в инфраструктуру в обмен на минеральные ресурсы и свободный доступ китайских товаров на внутренний рынок. Данная модель является финансово устойчивой и привлекательна для реципиентов возможностью получить необходимые для ГАК инвестиции. Но она не решает проблемы комплексного развития этих государств, в том числе национальной обрабатывающей промышленности, а также сферы услуг и особенно – образования, поскольку лишает национальную промышленность возможности развиваться в условиях неспособности конкурировать с продукцией из КНР.

Первым приоритетом для России сегодня становится либерализация торговых связей с ГАК, имея ввиду перспективу в будущем создания зоны свободной торговли с крупнейшими государствами региона (ЮАР, Египет, Нигерия) и ведущими африканскими субрегиональными организациями. К числу таких организаций относятся: Союз арабского Магриба, «Сахельская пятерка», Сообщество развития Юга Африки, Общий рынок Восточной и Южной Африки, Восточноафриканское сообщество, Экономическое сообщество стран Западной Африки, Экономическое сообщество государств Центральной Африки. Искомая либерализация российско-африканских связей должна создать благоприятную экосистему для всех направлений торгово-экономического и промышленно-инвестиционного сотрудничества в долгосрочной перспективе.

Поскольку с января 2021 г. действует Африканская континентальная зона свободной торговли, то теоретически, выход российских компаний на один из национальных рынков открывает определенные возможности для доступа ко всему общему африканскому коммерческому пространству с 1,34 млрд человек и высокими темпами экономического роста (3,5-5% за предшествующие пандемии 10 лет).

Следует развивать имеющиеся направления российского экспорта в ГАК, включая поставки энергоресурсов, продовольствия, отдельных видов российской промышленной продукции. В этом направлении для России открывается обширное поле деятельности, включая дебюрократизацию внешнеэкономических связей, готовность соблюдать условия локализации производства отдельных компонентов в государствах поставки. Для расширения сотрудничества по этому направлению следует предусмотреть меры по подготовке кадров и сотрудничеству в сфере НИОКР.

Россия может сыграть ведущую роль в решении проблем голода и недоедания в отдельных государствах Африки посредством развития научной и технологической составляющих аграрного сектора их экономики, поставок из России минеральных удобрений, содействия развитию семеноводства, животноводства, переработки и хранения аграрной продукции. Сейчас России следует инициировать перенесение научных исследований и технологий производства аграрной продукции в государства региона. 

Опыт пандемии COVID-19 продемонстрировал лидирующие позиции российской науки и промышленности в сфере эпидемиологии и профилактики инфекционных заболеваний. В настоящее время следует значительно расширить кооперацию с ГАК в данных областях, посредством организации совместных научных центров и производств медицинских препаратов.

 Сотрудничество в сфере образования и науки традиционно находилось на периферии связей России и ГАК, концентрируясь преимущественно на обучении в российских вузах специалистов для стран региона. Сейчас, в условиях ужесточения возможностей допуска африканских студентов в вузы США и других наиболее развитых государств, лидерство в подготовке специалистов высшей квалификации переходит к КНР. России следует активно продвигать свои возможности на этом рынке, в том числе посредством реализации программ высшего и дополнительного высшего образования в отдельных странах региона.

С начала нового столетия африканский континент характеризуется рекордными темпами цифровизации. Россия может предложить свой опыт и технологии (совместно с КНР) для разворачивания сетей цифровой связи, обеспечения информационной безопасности и содействия в сокращении «цифрового разрыва», развития региональной технологической платформы. Российская модель преподавания программирования в школах и вузах может быть интегрирована в системы среднего и высшего образования большинства государств Африки.

Выводы

Основная проблема, с которой сталкиваются ГАК и которую они могли бы решить с помощью России – разработка новой модели развития в деглобализирующемся мире. Сейчас большинство стран континента отвергло либеральную модель Вашингтонского консенсуса как консервирующую структуру их экономики и крайне медленно решающую вопросы экономического и социального развития. Продвигаемая Пекином «Китайская модель» также не ведет к комплексному развитию ГАК, представляя собой обмен инвестиций на природные ресурсы или монопольное положение китайской продукции на национальных рынках. Практическая реализация «китайской модели» ведет к росту внешнего долга, она лишь в незначительной степени формирует современную экономическую инфраструктуру. 

Сегодня перед Российской Федерацией стоит задача выработки стратегии, которую можно было бы назвать, например, «партнерство в развитии». Эта стратегия должна предложить ГАК пути комплексной модернизации их экономики с опорой на российский (советский) опыт помощи развитию, накопленные образовательные, научные и промышленные технологии.

В нынешней горячей фазе санкционного конфликта остаются неопределенными как масштабы предпринимаемых против России мер, так и отношение в ним африканских государств. Часть этих государств предпочтет тесно ассоциироваться с позициями США и их союзников, поэтому будет препятствовать развитию российско-африканских связей на многосторонней основе. Поэтому по мере стабилизации ситуации в ходе нынешнего кризиса следует установить круг государств, готовых к сотрудничеству с Россией.     

Оптимально это сделать после окончания острой фазы нынешнего конфликта, когда у элит африканских государств появится уверенность в том, что введенные против России санкции расширяться более не будут, и ситуация является стабильной.

Российская модель развития с опорой на собственные ресурсы, приоритет политики импортозамещения как гарантии защиты технологического суверенитета, а также многополярная система международных отношений, в которой не должно быть одного государства-гегемона, привлекательны для большинства ГАК.

Выстраивая сегодня свою политику по отношению к Африке в целом, а также к отдельным ГАК, России следует постоянно учитывать фактор Китая. Оптимальной может рассматриваться тактика определения сфер «особых интересов» двух стран в отдельных государствах африканского региона. Вторым вариантом, менее привлекательным, но в нынешних условиях допустимым, является вхождение российских компаний в проекты, реализуемые китайским капиталом. При этом в первую очередь должны поддерживаться проекты, реализация которых снижает негативное воздействие технологических санкций на российскую экономику. 

Меню