За последние три десятилетия стоимость африканского импорта и экспорта увеличилась, в среднем, более чем на 200%, теперь она составляет сотни миллиардов долларов и соединяет континент почти со всей планетой. Результат инициатив, инвестиций, а также экономических потрясений, эти события, которые не позволили увеличить долю Африки в мировой торговле, не обязательно отражают потенциал континента.
Согласно данным Всемирного банка, экспорт Африки в начале 1990-х годов составлял около 250 миллионов долларов, а в 2022 году он составил 724,1 миллиарда долларов, что на 189,64% больше его стоимости за тридцать лет. Импорт также вырос примерно на 253% за тот же период, с примерно 200 миллионов долларов до 706 миллиардов долларов. События, которые, однако, не увеличили долю Африки в мировой торговле, которая осталась на уровне около 3%, как и тридцать лет назад, согласно работе Всемирной торговой организации (ВТО).
Однако статистика показывает, что сегодня континент ведет гораздо больше дел с остальным миром, чем тридцать лет назад. Грузы из Африки доставляются более чем на 185 рынков по всему миру, при этом страны Европейского Союза, Азии и США возглавляют клуб клиентов и поставщиков из Африки. Что произошло за это время? «Тридцать лет назад никто не хотел иметь дело с Африкой.
Тем не менее, если есть одно сожаление, которое сохраняется для промоутеров африканского импорта-экспорта, так это тот факт, что африканский импорт по-прежнему состоит в основном из готовой продукции, потребительских товаров и оборудования, в то время как экспорт — довольно дешевый — по-прежнему преобладает сырье или минимально обработанное сырье. С другой стороны, экспорт составляют сельскохозяйственные продукты (какао, кофе, древесина, хлопок, фрукты и овощи и т. д.), энергетические продукты (нефть, природный газ), полезные ископаемые (золото, медь, уголь, алмазы, кобальт, уран). , бокситы, железо и др.). Более того, в своем отчете о состоянии мировой торговли, опубликованном в январе 2022 года, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывает, что Африка является самым успешным континентом с точки зрения экспорта с увеличением на 42% за один период. с октября 2020 г. по октябрь 2021 г. Результат, однако, связан с экспортом минерального и горнодобывающего сырья.
В течение долгого времени Южная Африка была одной из немногих стран на континенте, которая блистала на международном уровне промышленным уровнем, с концентрацией региональных предприятий транснациональных корпораций в различных секторах, среди прочего, от сельскохозяйственной продукции до автомобилестроения. Но в последние десятилетия сформировался клуб, пусть и небольшой. Анализ, проведенный Африканским банком развития, показывает, что к стране Нельсона Манделы присоединились еще четыре страны — Египет, Нигерия, Марокко и Алжир, — чтобы обеспечить все пять, почти две трети производства с добавленной стоимостью на континенте. Согласно тому же источнику, вклад, который способствовал увеличению промышленной стоимости Африки на 17% в 2019 году.
В автомобильной промышленности, например, такая страна, как Марокко, смогла извлечь выгоду из ажиотажа крупных международных групп, таких как французская Renault и ее знаменитый завод в Танжере, открытый в 2012 году, который буквально повысил производительность экспорта из королевства Шериф. , которая стала крупным экспортером автомобилей на европейские рынки, имея ключ к передаче ценных технологий.
Также в Марокко в последнее десятилетие наблюдался настоящий всплеск фармацевтической промышленности с появлением национальных групп, которые экспортируют, в частности, на Ближний Восток с четкими целями в Европе.
Кроме того, экономические субъекты частично связывают успешное развитие импорта-экспорта с финансовым сектором континента. В дополнение к коммерческим банкам, все многосторонние банки ставят промышленную добавленную стоимость в основу своей стратегии. Африканский банк развития поставил перед собой одну из пяти основных задач по «индустриализации Африки» в соответствии с Целями развития Африканского союза на период до 2063 года.
Сегодня африканский импорт-экспорт развивается на фоне развертывания Африканской континентальной зоны свободной торговли — последней новостью о которой является поставка через порт Криби в Камеруне товаров из Туниса — но и на фоне стремления увеличить долю Африки в мировой торговле. Следует отметить, что ввиду всего этого континентального бурления многие африканские порты активно работают над продвижением на более высокий рынок, каждый раз стремясь стать субрегиональным центром.
Для таких организаций, как Фонд развития экспорта в Африке (FEDA), созданный в 2021 году с миссией увеличения экспорта с добавленной стоимостью с континента, важным моментом в континентальном подходе является выявление сравнительных преимуществ, чтобы эффективно позиционировать себя.