В ЭКОВАС выдвинули хунте ультиматум: к концу первой недели августа Базума — освободить, конституционный строй — восстановить. Иначе предпримут «все необходимые меры» для урегулирования ситуации. Стоит уточнить, что «экономическое сообщество» располагает и вооруженными силами.
Путчистов поддержали власти сопредельных с Нигером Буркина-Фасо и Мали. Там правят бывшие мятежники, и они сообщили, что любую интервенцию в соседнее государство расценят как войну и против них. Пригрозили выходом из ЭКОВАС. Впрочем, членство этих стран и так приостановлено из-за переворотов.
ЭКОВАС объявил Нигеру торговое эмбарго, средства в Центральном банке западноафриканских государств заморозили. Это сделали по предложению президента Нигерии Бола Тинубу, председательствующего сейчас в сообществе.
Нацсовет Нигера, в свою очередь, прекратил поставки урана и золота во Францию. В Европе это вызвало беспокойство. На Нигер приходилось порядка 15 процентов французского уранового импорта и до 24 — в ЕС. Еще сырье для атомной энергетики поступает из России (от чего на Западе хотят отказаться), а также Казахстана. По неподтвержденным данным, Брюссель с весны ведет переговоры с бывшей советской республикой о наращивании закупок.
Orano, производитель ядерного топлива, принадлежащий правительству Франции, продолжает деятельность в Нигере. У компании там три рудника, хотя действует только один. Парижские чиновники и эксперты по энергетике поспешили заверить, что напряженность в западноафриканском государстве ничем не угрожает атомной отрасли Пятой республики. Даже если добыча прекратится, запасов хватит на два года.
«Франция не зависит от какой-либо одной площадки, компании или страны в обеспечении безопасности поставок для электростанций», — подчеркнули в министерстве энергетики. Ранее в этом году в Orano проинформировали, что вместе с правительством Нигера занимаются разведкой новых месторождений в северном департаменте Арлит.
Но в долгосрочной перспективе ситуация для Европы тревожная. Фук-Винь Нгуен, эксперт по энергетике из парижского Института Жака Делора, опасается, что кризис в Африке не позволит окончательно разорвать связи с Россией. «Уран — и атомная энергетика в целом — по-прежнему не подпадают под санкции. Если обстановка в Нигере ухудшится, это, безусловно, осложнит расширение запретов», — отмечает аналитик.
Уран — второй в денежном выражении экспортный товар Нигера после золота. Приостановка поставок в Европу, безусловно, ударит и по новым властям африканской республики.