Кения: на церемонии Юнито молодые масаи воссоединяются со своей культурой

Улыбающиеся, с окрашенными в красный цвет охрой волосами и головным убором из страусиных перьев, молодые масаи делают селфи. Они только что завершили первый день Юнито, церемонию, знаменующую переход «воинов» во взрослую жизнь.

В возрасте от 18 до 26 лет они сотнями приезжают в Найларе, отдаленную деревню на юго-западе Кении, и все они происходят из одного поколения «моранов» («воинов» на языке масаев).

«Это одна из самых важных церемоний в нашей жизни. Нас еще никогда не было так много. Это объединяет сообщество масаев» , — с гордостью заявляет Хиллари Одупой, 22-летняя студентка медицинского факультета, с солнцезащитными очками на глазах и жемчужным ожерельем на голом торсе.

Сотни молодых масаев, одетых в традиционное одеяние шука, маршируют вместе в начале церемонии Юното в отдаленной деревне недалеко от Килгориса, на юго-западе Кении, 18 августа 2023 года.
Сотни молодых масаев, одетых в традиционное одеяние шука, маршируют вместе в начале церемонии Юнито в отдаленной деревне недалеко от Килгориса, на юго-западе Кении, 18 августа 2023 года. AFP Luis Tato

Все они носят красный цвет, священный цвет масаев, от волос, покрытых смесью охры и масла, до шука — традиционного покрова, который служит их одеждой.

Этот обряд посвящения, который проводится каждые десять лет в каждом клане масаев, также объединяет семьи, местных жителей и официальных лиц, всего несколько тысяч человек.

В течение пяти дней церемония сопровождается традиционными гортанными песнями и индийскими танцами в ряд с колокольчиками, адуму — знаменитым прыжком масаи — и различными ритуалами. например, принесение в жертву коров, кровь которых пьют «мораны», или сбривание волос их матерями.

Затем «воины» отказываются от своего меча в пользу фимбо, трости «старших».

Заброшенные ритуалы

Молодые масаи совершают свой традиционный прыжок во время церемонии Юното в отдаленной деревне недалеко от Килгориса, на юго-западе Кении, 18 августа 2023 года
Молодые масаи совершают свой традиционный прыжок во время церемонии Юното в отдаленной деревне недалеко от Килгориса, на юго-западе Кении, 18 августа 2023 года AFP Luis Tato

На протяжении веков мужчины-масаи проходили три обряда посвящения — Энкипаата (переход в статус «моран»), Юното (переход в статус «младший старейшина») и Олнг’эшерр (переход в статус «старший») — внесенные в 2018 году в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Но церемонии этого полукочевого пастушьего народа, живущего на юго-западе Кении и севере Танзании, пришлось адаптировать к изменениям современной жизни: население, рассредоточенное, теперь занимается многими другими видами деятельности, кроме скотоводства.

Получив образование, «мораны» больше не проводят два года в изолированной деревне под названием «эманьятта», а собираются там во время школьных каникул, чтобы изучить историю и традиции масаев, а также жизнь в обществе.

«Помимо западного образования, важно традиционное образование. Наша культура диктует нам правила поведения», — считает 24-летний Питер Ледама Нтунтай, изучающий сельское хозяйство.

18 августа 2023 года молодая девушка-масаи забралась на дерево, чтобы присутствовать на параде мужчин на церемонии Юното в отдаленной деревне недалеко от Килгориса, на юго-западе Кении
18 августа 2023 года молодая девушка-масаи забралась на дерево, чтобы присутствовать на параде мужчин на церемонии Юното в отдаленной деревне недалеко от Килгориса, на юго-западе Кении AFP Luis Tato

«Мы учим их быть ответственными гражданами», — объясняет Олерина Кария, одна из «старейшин», которые проводили эти учения. «Но традиции, которые не позволяли выжить нашему сообществу, такие как убийство льва (чтобы доказать свою мужественность) или обрезание женщин, учат избавляться от них, особенно если они нарушают закон», — добавляет он.

Незаконная охота на львов также угрожала туризму, ценному источнику дохода в этом регионе, где, в частности, находится знаменитый парк Масаи Мара.

Подлинность

Теоретически молодые люди могли вступать в брак только после Юнито, и их жены должны были быть обрезаны. Поскольку обрезание было запрещено в Кении с 2011 года, официально оно больше не практикуется.

«Можно быть масаем, не убивая льва и не зная обрезания», — уверяет Хиллари Одупой.

Некоторые «мораны» больше не ждут праздника чтобы выйти замуж. «Динамика общества изменилась. Когда они ходят в школу, иногда они находят невесту, женятся. Так что мы адаптируемся», — улыбается Олерина Кария.

Трое молодых мужчин-масаев и женщина позируют для сувенирной фотографии в передвижной фотостудии по случаю церемонии Eunoto в отдаленной деревне недалеко от Килгориса, на юго-западе Кении, 18 августа 2023 года.
Трое молодых мужчин-масаев и женщина позируют для сувенирной фотографии в передвижной фотостудии по случаю церемонии Eunoto в отдаленной деревне недалеко от Килгориса, на юго-западе Кении, 18 августа 2023 года. AFP Luis Tato

Для многих это вопрос выживания, сохранения культуры самого известного из 45 кенийских племен, десятого по численности населения в стране (1,189 миллиона, согласно последней переписи населения 2019 года).

«Наш самый большой страх заключается в том, что в ближайшем будущем мы больше не сможем практиковать эту культуру», — объясняет Олерина Кария: «Другие сообщества и другие люди продают ее, в то время как настоящие хранители, те, кто знает, как ее практиковать, не находятся в центре внимания».

Меню