Россия и Китай будут стремиться получить больше политических и экономических позиций в развивающемся мире на саммите в Южной Африке на этой неделе, с формальным шагом по привлечению Саудовской Аравии.
Лидеры экономического блока БРИКС, включающего Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку, проведут трехдневные встречи в финансовом районе Сандтон в Йоханнесбурге, а присутствие премьер-министра Китая Си Цзиньпина подчеркнет дипломатический капитал, который его страна инвестировала в блок за последнее десятилетие.
Президент России Владимир Путин появится на видеосвязи после того, как его поездка в Южную Африку была осложнена ордером Международного уголовного суда на его арест в связи с кризисом на Украине. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент ЮАР Сирил Рамафоса примут участие в саммите вместе с Си.
Ожидается, что основной саммит в среду и дополнительные встречи во вторник и четверг вызовут общие призывы к расширению сотрудничества между странами Глобального Юга на фоне их растущего недовольства предполагаемым доминированием Запада в глобальных институтах.
Это мнение, на которое Россия и Китай более чем рады опираться. Лидеры или представители ещё десятков развивающихся стран собираются посетить параллельные встречи в самом богатом городе Африки, чтобы предоставить Си и министру иностранных дел России Сергею Лаврову, который будет представлять Россию в Южной Африке, значительную аудиторию.
Будет обсуждаться и, возможно, будет принято решение по одному конкретному политическому вопросу с более прямыми последствиями – предлагаемое расширение блока БРИКС, который был сформирован в 2009 году странами с формирующимся рынком – Бразилией, Россией, Индией и Китаем, а в следующем году к ним добавилась Южная Африка. .
Саудовская Аравия является одной из более чем 20 стран, которые официально подали заявку на вступление в БРИКС в рамках ещё одного возможного расширения, говорят южноафриканские официальные лица. Любой шаг к включению второго по величине производителя нефти в мире в экономический блок с Россией и Китаем явно привлечет внимание Соединенных Штатов и их союзников в условиях сверхморозной геополитической обстановки, а также на фоне недавних шагов Пекина по оказанию некоторого влияния в Персидском заливе.
«Если Саудовская Аравия войдет в БРИКС, это придаст исключительное значение этой группе», — сказал Талмиз Ахмад, бывший посол Индии в Саудовской Аравии.
По мнению аналитиков, даже соглашение о принципе расширения БРИКС, в которое уже входит значительная часть крупнейших экономик развивающегося мира, является моральной победой российского и китайского видения блока как противовеса G-7.
Оба выступают за добавление новых стран для поддержки своего рода коалиции — даже если это будет чисто символическим — на фоне экономических трений Китая с США и противостояния России с Западом, похожего на холодную войну, из-за кризиса на Украине.
Страны от Аргентины до Алжира, Египта, Ирана, Индонезии и Объединенных Арабских Эмиратов официально подали заявки на вступление вместе с Саудовской Аравией, а также являются возможными новыми членами.
В то время, как Бразилия, Индия и Южная Африка менее заинтересованы в расширении и видят, что их влияние растворяется в том, что в настоящее время является эксклюзивным клубом развивающегося мира. Однако, еще ничего не решено, и пять стран должны сначала договориться о критериях, которым должны соответствовать новые члены. Это стоит на повестке дня в Йоханнесбурге на фоне давления Пекина.
«Расширение БРИКС на данный момент стало самой актуальной проблемой», — сказал Чэнь Сяодун, посол Китая в Южной Африке. «Расширение является ключом к повышению жизнеспособности механизма БРИКС. Я считаю, что саммит этого года станет новым и решительным шагом на этом фронте».
США подчеркивают свои двусторонние связи с Южной Африкой, Бразилией и Индией в попытке компенсировать любое чрезмерное влияние России и Китая, исходящее от БРИКС. В преддверии саммита Госдепартамент заявил, что США «глубоко взаимодействуют со многими ведущими членами ассоциации БРИКС».
Европейский Союз также будет внимательно следить за событиями в Йоханнесбурге, но почти полностью сосредоточив внимание на кризисе на Украине.
Если исходить из встречи министров иностранных дел БРИКС в Кейптауне в июне, предшествующей главному саммиту, то не будет публичной критики России или Путина по поводу кризиса на Украине. Запланированная акция протеста правозащитной группы Amnesty International и Украинской ассоциации Южной Африки у конференц-центра Sandton, вероятно, станет единственным осуждением.
Во всяком случае, Россия может рассматривать саммит как возможность воспользоваться некоторой выгодой.
Приостановив в прошлом месяце сделку, разрешающую транзит зерна из Украины, Путин может использовать встречу БРИКС, чтобы объявить о дополнительных бесплатных поставках российского зерна в развивающиеся страны, как он уже сделал в отношении нескольких африканских стран, считает старший научный сотрудник Программа «Европа, Россия и Евразия» Вашингтонского центра стратегических и международных исследований.
По словам Снеговой, это позволит Путину продемонстрировать «добрую волю» развивающемуся миру, исключив при этом Украину из процесса.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что Путин примет «полноправное участие» в саммите, несмотря на то, что появился по видеосвязи и выступит с речью.
Что также, вероятно, будет регулярно транслироваться в течение трех дней в Йоханнесбурге, так как это недовольство развивающихся стран текущими глобальными финансовыми системами. За месяцы и недели, предшествовавшие саммиту, это превратилось в критику господства доллара США в качестве мировой валюты для международной торговли.
Эксперты БРИКС в целом единодушны в том, что отмечают трудности блока в реализации политики, связанные с разными экономическими и политическими приоритетами пяти стран, напряженностью и соперничеством между Китаем и Индией.
Но акцент на расширении торговли в местных валютах — это то, что все они могут поддержать, сказал Кобус ван Штаден, аналитик China Global South Project, который отслеживает участие Китая в развивающемся мире.
Он видит, что БРИКС продвигает отказ от доллара в региональной торговле в некоторых частях мира так же, как он видит этот саммит в целом.