- Смелая стратегия приватизации портов Кении нацелена на получение 10 миллиардов долларов годового дохода к 2030 году.
- Президент Руто планирует привлечь частных инвесторов для модернизации ключевых портов.
- Преобразование порта Кении вызывает споры среди заинтересованных сторон.
Чтобы повысить конкурентоспособность своего морского сектора и производить к 2030 году не менее 10 миллиардов долларов в год, Кения возобновила процесс аренды своих основных портов.
Кения представила предложения по аренде частей портов Момбаса и Ламу частным операторам, и ожидается, что для повышения конкурентоспособности Северного коридора будет внедрена система управления портами по принципу арендодателя.
Администрация президента Уильяма Руто ищет частных инвесторов для эксплуатации и управления пятью важными портовыми объектами посредством государственно-частного партнерства: портами Момбаса и Ламу, специальными экономическими зонами Донго Кунду, портом Кисуму и рыболовным портом Симони.
Президент Руто отметил, что эта акция превратит портовые сооружения, которые страдают от заторов и более длительных периодов простоя товаров, в порты мирового класса.
Девять активов в настоящее время сдаются в аренду Управлением портов Кении (KPA), и заинтересованные стороны должны подать свои предложения до 12 октября. В их число входят причалы 1–3 контейнерного терминала Ламу, Особая экономическая зона Ламу, причалы 11–14 порта Момбаса и первый контейнерный терминал в порту Момбаса.
По словам представителей КНА, улучшения проводятся в соответствии с 25-летним генеральным планом порта.
Игроки ранее выражали обеспокоенность по поводу частных компаний, управляющих объектами KPA, утверждая, что отсутствие прозрачности в лизинговой сделке может нанести ущерб прибыли KPA.
Однако это решение вызвало противоречивую реакцию среди заинтересованных сторон порта, причем некоторые поставили под сомнение процедуру, учитывая, что полугосударственная организация является единственной государственной организацией, зарабатывающей деньги. За предыдущий финансовый год KPA заработала более 15 миллионов долларов прибыли.
«Мы ждем чуда, стоящего за этим, учитывая, что предыдущие государственные учреждения, которые были приватизированы, так и не восстановились. Но при правильном управлении это приведет к повышению эффективности», — сказал генеральный директор Совета грузоотправителей Восточной Африки Гилберт Лангат.
Кения уже обратилась к международным логистическим компаниям из Дубая и Саудовской Аравии с просьбой о потенциальных инвестициях в порт Ламу, но неясно, что сделают частные компании, чтобы сделать порт Момбасы более энергичным.
Как только соглашения будут завершены, DP World может получить привилегии на эксплуатацию во многих важных портах Кении, включая Момбасу, Ламу и Кисуму.
Страны, не имеющие выхода к морю, — Уганда, Бурунди и Руанда — предпочитают использовать танзанийский маршрут, создавая острую конкуренцию на торговом маршруте Кении. В результате общий объем транзита грузов через Момбасу снизился до 33,74 миллиона тонн в 2022 году с 34,76 миллиона тонн в 2021 году.