Сингапурская PIL и китайская Cosco находятся в сложных условиях, поскольку рынок морских перевозок сокращается из-за падения цен на нефть и пандемии Covid-19.
Компания Pacific International Lines (PIL) хорошо известна в портах Западной Африки. Но раздражение многих африканских клиентов того же PIL, растет с каждым днем. Многие клиенты получают контейнеры с китайскими товарами с опозданием в два месяца.
Созданная полвека назад и до сих пор контролируемая китайской семьей Тео, контейнерная компания PIL входит в десятку крупнейших компаний в мире, однако последнее время испытывает трудности.
Компания имеет долг более 3,8 млрд долларов, и не смогла погасить очередные банковские обязательства с начала года и в настоящее время ведет переговоры о выкупе ее долга сингапурским государственным фондом Temasek.
PIL уже пришлось уйти с линии Азия-Европа в апреле 2019 года, а затем с транс-тихоокеанского рынка в марте 2020 года. Владелец 89 судов также продал шесть крупных контейнеровозов.
Официально PIL хочет переориентироваться на рынки Север-Юг, и приоритетным направлением является направление в страны Африки к югу от Сахары. PIL — безусловно, самый известный азиатский судовладелец. Она контролирует 16% рынка «Азия — страны Африки к югу от Сахары», что в десять раз превышает ее долю на мировом рынке морских транспортных перевозок.
В 2019 году объем товаров, которые она перевозит из Азии в Западную Африку, вырос на 9% и даже на 22% в обратном направлении. Но падение цен на нефть и пандемия сократили объемы перевозок и усилили конкурентное давление европейских компаний (Maersk, CMA CGM и MSC).
В конце мая PIL объявила об улучшении инфраструктуры обслуживания Нигерии, Ганы и Того, но это было достигнуто во многом благодаря китайской Cosco, ключевым партнером PIL и CMA CGM в Западной Африке.
Китайская Cosco объявила в феврале 2019 года соглашение о сотрудничестве с Bolloré. Однако компания пока не планирует увеличивать частоту поставок в Африку и не объявила об инвестициях в наземную логистику.
Китайская Cosco контролирует также другой транспортный бренд — OOCL, гонконгскую компанию, приобретенную в 2018 году.
Аналитики предполагали, что азиаты полностью захватят рынок морских транспортных перевозок в Западной Африке, но они не развиваются, и даже напротив, — нынешний кризис в нефтяных странах заставляет их сокращать свою логистику.
Африканцы, возможно, должны себя поздравить с удержанием европейцев, которые по-прежнему занимают наиболее значимые позиции, и заявляют о новых инвестициях на континенте. Недавно CMA CGM, занимающая четверть рынка морских транспортных перевозок Африки, совместно с Maersk, объявила в прошлом о создании новой логистической линии, охватывающей Африку.