Правительство Уганды находится на грани замены системы открытых тендеров, которую в настоящее время используют угандийские фирмы для закупок нефтепродуктов из Кении.
Министр энергетики Рут Нанкабирва представила в парламенте законопроект о поставках нефти (поправка) 2023 года, предоставляющий полномочия государственной Национальной нефтяной компании Уганды (UNOC) брать на себя ответственность за поставки нефти.
Правительство провело переговоры с более чем 40 топливными компаниями, представленными Ассоциацией устойчивой энергетики и нефти (SEPA), по поводу резолюции Кабинета министров об импорте очищенной нефти и сопутствующих продуктов.
Согласно постановлению кабинета министров, о котором сообщил Нанкабирва, Unoc станет эксклюзивным импортером нефти и связанных с ней продуктов.
Эти поставки будет обеспечивать группа компаний Vitol, после чего Unoc распределит их среди частных компаний по сбыту нефти для дальнейшей продажи.
«Unoc и Vitol Bahrain E.C заключили пятилетний контракт, и партнер (Vitol) будет финансировать бизнес, предоставляя оборотный капитал», — сказала она.
«Использование кенийских импортеров привело к тому, что Уганда время от времени подвергалась уязвимости в поставках, когда угандийские розничные компании считались второстепенными всякий раз, когда происходили перебои в поставках, что влияло на розничные цены».
«Кения на протяжении десятилетий решала, какие нефтепродукты покупает Уганда, когда, откуда, сколько, кто покупает и по какой цене», — добавила она.
Власти Уганды утверждают, что новая система обеспечит стабильность запасов топлива, безопасность поставок и справится с колебаниями цен, сообщает TheeastAfrican.
За последние три месяца стоимость топлива выросла с 4900 уш (1,29 доллара США) до 5400 уш (1,42 доллара США) за литр бензина. Аналогичный процентный рост коснулся всех нефтепродуктов.
В настоящее время компании, базирующиеся в Персидском заливе, поставляют нефтепродукты исключительно трем кенийским фирмам, которые затем поставляют их нефтяным сбытовым компаниям Уганды.
Этот шаг может привести к тому, что Кения потеряет 100 миллионов долларов годового дохода от управления нефтью и сопутствующими продуктами Уганды.
Около 40 процентов топлива, импортируемого Кенией, впоследствии экспортируется, в основном через Уганду, в Демократическую Республику Конго и Южный Судан.
Проблемы с поставками топлива препятствовали импорту топлива на рынок Уганды в течение длительного периода из-за таких проблем, как сбои, связанные с выборами в Кении, периодические нетарифные барьеры, забастовки рабочих среди трансграничных логистических компаний, а в последнее время во всем мире возникла нехватка топлива, санкциями против России.
После глобального топливного кризиса официальные лица Уганды обвинили кенийских нефтяных дилеров в том, что они наживаются на ситуации для получения существенной прибыли.