2Africa, подводный кабель длиной 37 000 км вокруг Африки, может обеспечить более дешевым интернетом сотни миллионов африканцев к 2024 году.
Американский гигант Facebook в своей стратегии стремится охватить новые, ранее неизвестные для своих продуктов рынки. Споры о том, как компания обрабатывает пользовательские данные, запрет на деятельность Facebook в Китае и временные блокировки политического контента в разных странах не уменьшают число пользователей социальной сети Facebook и рвения компании к росту на новых рынках.
Быстро растущее население стран Африки к югу от Сахары привлекло Facebook к строительству 2Africa — амбициозного подводного кабеля длиной 37 000 км вокруг Африки, Ближнего Востока и Средиземноморья — который, по его планам, к 2024 году обеспечит быстрым и дешевым интернетом 16 африканских стран.
Facebook сотрудничает с восемью известными операторами, включая MTN, Orange, China Mobile и Vodafone, а также с принадлежащим Nokia поставщиком кабельных систем Alcatel Submarine Networks. Африканский кабель протянется от Сенегала до Суэцкого канала, и по итогам обеспечит почти в три раза большую общую пропускную способность всех подводных кабелей, обслуживающих Африку сегодня.
Африканская интернет-инфраструктуру имеет перспективные инвестиционные возможности. Ожидается, что Facebook вложит 1 млрд долларов в строительство 2Africa.
Ситуация с Covid показала, насколько важен доступ к Интернету. Образование в 21 веке невозможно обеспечить без интернета, и то, что сегодня лишь 25% имеют доступ к интернету, является несправедливым неравенством.
В течение последних двух десятилетий подводные кабели были ключевым фактором роста для связи и торговли между Африкой и остальным миром. Влияние доступа в Интернет на рост ВВП является значительным, а перебои в сети в Африке наносят ущерб правительствам и предприятиям, что обусловливает необходимость в надежных новых кабелях, связывающих Африку с миром.
Кабель будет проложен дальше в море и на 50% глубже, чем существующие кабели, соединяющие Африку, что значительно сократит простои сети из-за повреждения кабеля, вызванного якорями судов, рыболовными сетями и выходящим потоком реки Конго.
Расширение инфраструктуры уже оказывает заметное влияние на стоимость и доступность Интернета. Резкое снижение цен на международную пропускную способность и недавние инвестиции в кабели привели к тому, что цены на данные в Африке начали падать, и вызвали скачок в объеме данных, потребляемых по сетям Африки. Согласно данным консалтинговой компании GSMA, число пользователей мобильного интернета в Африке увеличилось более чем вдвое — до 250 млн. Между 2014 и 2018 годами
Тем не менее, проект не просто благотворительный — рост интернета в регионе обещает принести прибыли Facebook и его партнерам по проекту. Калифорнийская компания заявляет, что 95 миллионов африканцев к югу от Сахары используют Facebook каждый месяц, и миллионы других получают доступ к Instagram, WhatsApp, принадлежащим Facebook.
В 2018 году у Facebook в Африке было 139 миллионов пользователей в месяц, 98% из которых подключались через мобильные устройства.
В настоящее время пропускная способность сети, вероятно, превысит спрос, но эта инициатива заложит основу для перехода к сетям 4G и 5G в последующие годы.
В странах, где проходит кабель 2Africa, интернет-провайдеры будут обеспечивать пропускную способность в центрах обработки данных, не зависящих от оператора, и на кабельных посадочных станциях с открытым доступом на «справедливой и равной основе». Либерализация рынка интернет услуг должна привести к снижению стоимости данных и большему проникновению интернета на континенте.
Основатель Facebook Марк Цукерберг считает, что доступ к Интернету является «основным правом человека», и в 2014 году объявил о своей цели — подключение каждого человека на планете к сети интернет. Деятельность кампании в Африке, — значительный шаг к достижению этой цели.