Ethiopian Airlines является ведущей авиакомпанией Африки по парку самолетов и количеству пассажиров, намного опережая EgyptAir и Kenya Airways. Она была одной из немногих авиакомпаний в мире, которая осталась на плаву во время пандемии COVID-19 без государственной помощи или увольнений.
Теперь авиакомпания сталкивается с новыми трудностями в быстро меняющейся среде, как объясняет генеральный директор Месфин Тасью, назначенный на эту должность в марте 2022 года.
По словам Месфина, 2022-2023 финансовый год, закончившийся 30 июня, «был очень благополучным».
«Мы перевезли 13,7 млн пассажиров, что на 57 % больше, чем в предыдущем году, и на 10 % больше, чем до Covid, [а также] 740 000 тонн грузов, что вдвое больше, чем до Covid», — говорит Месфин.
Государственная авиакомпания Эфиопии, которая может похвастаться тем, что является единственной прибыльной авиакомпанией в Африке, получила «оборот в размере 6,1 миллиарда долларов, что на 20% больше, чем в предыдущем финансовом году, и почти на 50% больше, чем в период до пандемии», — говорит Месфин. что «мы полностью оправились от воздействия Covid».
Последствия пандемии всё ещё ощущаются, подчеркивает Месфин, с «высокой инфляцией» во всем мире, которая «выражается в высоких эксплуатационных расходах, высоких ценах на топливо и во многих странах, которые все еще восстанавливаются после Covid и экономический рост которых остается слабым».
Как и другие авиакомпании, «Эфиопские авиалинии» также сталкиваются с нехваткой запасных частей.
По словам генерального директора, цепочка поставок была нарушена пандемией и еще не полностью восстановилась. Это вынуждало время от времени останавливать самолеты в ожидании запчастей.
«Проблема должна быть решена в течение двух-трех лет, но сегодня это настоящий вызов».
Другая проблема связана с «усилением конкуренции» по мере роста активности после COVID-19.
«В последние годы авиакомпании изо всех сил пытались оправиться от последствий Covid, но теперь большинство из них настроены очень оптимистично и заказали большое количество самолетов», — объясняет он.
Это «приведет к демпингу предлагаемых мест, что снизит доходность и ужесточит конкуренцию по ценам на билеты. Эфиопские авиалинии должны будут пересмотреть свою структуру затрат и усердно работать над планом сокращения затрат, чтобы оставаться конкурентоспособными».
В юридическом плане компания столкнулась с иском о «дискриминации» в гражданском суде Эфиопии.
Правозащитная ассоциация обвиняет «Эфиопские авиалинии» в применении дискриминационных мер в отношении путешественников из региона Тыграй, желающих вылететь в Аддис-Абебу, после двухлетней войны, в которой местные власти столкнулись с федеральным правительством Эфиопии.
Во время конфликта компанию также обвинили в перевозке солдат и снаряжения эфиопской армии в Тыграй, но она отвергла это обвинение.
По словам Месфина, несмотря на многочисленные проблемы, «Эфиопские авиалинии» намерены следовать своей стратегии роста.
Стратегический план «Видение 2035», представленный в конце 2022 года, предусматривает увеличение количества пассажиров в четыре раза — до более чем 60 миллионов — за счет увеличения количества международных направлений с нынешних 130 до 207 и увеличения парка с нынешних от 140 до 271 самолета.
В то время, когда авиационная отрасль поставила перед собой цель сократить свои выбросы углерода до нуля к 2050 году, Месфин говорит, что компания «в настоящее время разрабатывает стратегию устойчивого развития».
Для этого потребуется устойчивое авиационное топливо. Исследования показывают, что более 60% сокращения этих выбросов будет происходить за счет использования устойчивого авиационного топлива.
Однако, все авиакомпании сталкиваются с двумя проблемами: его доступностью и ценой, которая в два-четыре раза дороже парафина.
«Сегодня есть несколько производителей устойчивого авиационного топлива в Европе и Соединенных Штатах, но ни одного в Африке», — отмечает Месфин, и на парафин «приходится около 40% наших затрат. Использование устойчивого авиационного топлива по текущей цене сделало бы наши расходы несоразмерны».