🎥 Ссылка на интервью: Посмотреть на YouTube
Образование в СССР
— Мы находимся в городе Сэн-Луи, где начинаем встречу с Яя Диа. И наш первый вопрос: расскажите об истории вашего обучения в России. Как давно это было, в каком городе и в каком университете?
— Я учился в России с 1972 по 1978 год. Учился в Кубанском аграрном институте, который сейчас называется Краснодарский сельскохозяйственный университет. Я учился на Тропическом факультете, где получил диплом агронома и степень магистра естественных наук.
— Много ли африканцев училось с вами в Краснодаре в то время?
— Очень много, особенно студентов разных национальностей. Только сенегальцев было больше двадцати. Университет объединял почти все национальности Африки, и даже азиатские страны были представлены, например, Вьетнам. Это была поистине международная среда обучения.
Качество российского образования
— Как вы оцениваете практическую пользу российского образования?
— Российское (советское) образование было очень практичным, и это его главное преимущество. Например, я до сих пор вспоминаю своего преподавателя Евгения Борисовича Величко, который вел дисциплину “сельскохозяйственная мелиорация”. Он уделял внимание деталям, которые я применяю в своей работе по сей день. С тех пор как я вернулся в Сенегал, вся моя жизнь связана с водой — с ее рациональным использованием в сельском хозяйстве.
— Наши люди не всегда знали, как правильно использовать этот ценный ресурс. Правительство создало Совет при Президенте, который проанализировал образовательные программы в области сельского хозяйства. Совет выбрал два крупнейших российских вуза — Тимирязевскую академию в Москве и Кубанский сельскохозяйственный институт в Краснодаре — как наиболее успешные для подготовки специалистов в этой сфере. Французские и бельгийские образовательные учреждения оказались менее эффективными по сравнению с ними.
Работа после России
— Как долго длилось ваше обучение в СССР?
— Шесть лет.
— Чем вы занялись после возвращения на родину?
— После возвращения я стал работать инженером-агрономом. Учеба в СССР сделала меня практиком, и после этого я объехал деревни, помогая крестьянам. Я работал в Сэн-Луи, Матам, Бакеле и других регионах провинции Сэн-Луи, обучая людей правильным подходам в сельском хозяйстве.
Особенности региона Сэн-Луи и реки Сенегал
— Регион Сэн-Луи сельскохозяйственный? Расскажите подробнее, пожалуйста.
— Название нашей страны, Сенегал, происходит от реки Сенегал. Она начинается в Мали, протекает по нашей границе с Мавританией и заканчивается в Сэн-Луи. Вдоль всей реки организована система орошения, что делает эту территорию пригодной для сельского хозяйства.
— Чтобы эффективно использовать воду, была создана “Организация по развитию реки Сенегал” (L’Organisation pour la mise en valeur du fleuve Sénégal, OMVS). Она управляет водохранилищами и плотинами, такими как «Манантали» в Мали и «Диама» в Сенегале, которые помогают контролировать и распределять столь важный здесь ресурс.
— Вы упомянули воду как ключевой ресурс. Насколько это важно для региона?
— Мы живем в засушливой зоне, поэтому задача экономного использования воды и орошения критически важна. Земли здесь разные: есть плодородные и засоленные участки. Но в районе реки Сенегал почти вся территория приспособлена для сельскохозяйственной деятельности, главным образом для выращивания риса и овощей.
О земле и сельском хозяйстве региона Сэн-Луи
— И земля в этом регионе плодородная?
— Здесь земля бывает разная: и плодородная, и соленая.
— Какова основная сельскохозяйственная культура, возделываемая крестьянами? Какие основные виды деятельности в сельском хозяйстве здесь лидируют?
— В районе реки Сенегал вся территория пригодна для земледелия. В дельте реки основная культура — это рис. Чуть выше по течению выращивают кукурузу, сорго и другие культуры: помидоры, лук, бамию, а также картофель и сладкий батат. Выбор культур тут велик.
— Рис для сенегальской кухни — это как хлеб для русской?
— Рис — это как наш «черный хлеб», его употребляют с рыбой. Например, традиционное сенегальское блюдо — «Чебуджен» (рис с рыбой). Но стоит заметить, что исторически основными культурами до колонизации были кукуруза и яблоки. Позже, во времена французской колонизации, сюда был завезен вьетнамский рис, который постепенно занял важное место в рационе. Сейчас мы снова возвращаемся к возделыванию кукурузы и других традиционных культур.
Перспективы развития российско-сенегальских отношений
— Сегодня Россия вновь обращается к Африке для возобновления и развития сотрудничества. Какие, по вашему мнению, перспективы для отношений между Сенегалом и Россией?
— Перспектив очень много. Когда я был сенатором, я создал и возглавил группу дружбы «Россия-Сенегал». Я также руководил комиссией по энергетике и сельскому хозяйству. Во взаимодействии с посольствами мы подготовили множество предложений для развития партнерства, включая прямое авиасообщение Дакар — Москва.
Что касается сельского хозяйства, отмечу, что, хотя многие из нас получили образование в России, мы пока не вышли на высокий уровень взаимодействия в этой сфере. Я надеюсь, что мы сможем наладить сотрудничество в разработке сельхозтехники, выведении новых сортов семян и рационализации методов выращивания. Например, раньше в Сенегале выращивали пшеницу, и сегодня мы вновь проявляем к этому интерес. Мы хотели бы опробовать разные сорта пшеницы, многие из которых можно получить из России.
Новые проекты и вызовы будущего
— Россия известна традициями выращивания пшеницы. Сегодня вы импортируете её из Мексики?
— На самом деле нет. Я проходил стажировку в Мексике, в Международном центре кукурузы, где и научился работать с пшеницей. Нам нужно возродить проекты её выращивания у себя в стране.
Перспективы у нас есть и в других отраслях. Например, устойчивое развитие: электрические автомобили, механизация сельского хозяйства, лабораторные исследования. Долина реки Сенегал протяженностью 700 километров остро нуждается в почвенных лабораториях. Если мы сможем создать такую лабораторию прямо здесь, это откроет перед нами большие возможности.
—
— Вы считаете возможным организовать такой обмен между нашими странами?
— Конечно. Это не значит, что все студенты должны ехать учиться в Россию, но нужны краткосрочные программы обмена. Например, когда я учился в России, я проходил практику на Тропическом факультете, где получил отличный опыт. Если этот факультет продолжает работать, нашему поколению есть чему поучиться и что перенять у российских специалистов. Нам нужно больше программ обмена, чтобы наше сотрудничество стало более продуктивным.
Резюме
У нас много направлений для совместной работы. Мы могли бы развивать обмен специалистами в сельском хозяйстве, внедрять технологии машиностроения, открывать лаборатории и проводить эксперименты. Россия может поделиться с нами передовыми технологиями и опытом, а мы, в свою очередь, готовы внести свой вклад в развитие взаимодействия.
Сегодня Краснодар стал важным научным центром, и это открывает перед нами новые горизонты. Перспектив действительно много. Главное — продолжать работать над их реализацией.
Интервьюер: Виктор Васильев — Африканист