«Серый список» Южной Африки, составленный Целевой группой по финансовым мероприятиям (FATF), не только поставил под сомнение способность страны бороться с финансовыми преступлениями, но и нанес репутационный ущерб и подчеркнул ее неспособность регулировать денежные потоки как через традиционные финансовые институты, так и через альтернативные финансовые формы, такие как криптовалюты.
Криптовалюты уже давно вызывают интенсивные дебаты в финансовой сфере, в том числе в Южной Африке, где сфера регулирования криптовалют остается незавершенной. Этот сложный вопрос требует более пристального рассмотрения, особенно в контексте серого списка.
Серый список FATF служит суровым напоминанием о том, что страна должна принять более решительные меры по борьбе с отмыванием денег и различными финансовыми преступлениями, в том числе связанными с криптовалютами, поскольку президент Сирил Рамафоса заявил, что это вызвало “большую озабоченность состоянием наших финансовых институтов, правоохранительных органов и инвестиционной среды”.
«Серый список» ФАТФ влечет за собой серьезные последствия. Когда страна попадает в «серый список» ФАТФ, это сигнализирует о необходимости усиления контроля за финансовыми транзакциями с участием этой страны. Это может сдержать иностранные инвестиции, негативно сказаться на экономике и запятнать репутацию страны.
«Серый список» обычно возникает, когда страна проводит неадекватную политику по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Крайне важно проводить различие между серым и черным списками, последний является следствием несоблюдения рекомендаций FATF. ФАТФ установила четкие стандарты для снижения рисков при работе с виртуальными активами (включая криптовалюты), такие как требование лицензирования и регистрации поставщиков услуг виртуальных активов (VASP).
Кроме того, в Рекомендации FATF 15 рассматриваются вопросы снижения рисков, лицензирования, ведения учета и отчетности о подозрительных транзакциях, связанных с виртуальными активами и VASP. Эти правила направлены на повышение прозрачности и подотчетности в криптоиндустрии.
Несмотря на переход к серому списку, менее регулируемый мир криптовалют представляет ряд возможностей и преимуществ для финансового сектора. Децентрализованный характер криптовалют и глобальная доступность обеспечивают беспрецедентное удобство и эффективность финансовых транзакций. Тем не менее, сами эти атрибуты также представляют неотъемлемые риски.
Потенциал анонимности и огромный масштаб криптовалют делают их привлекательными для злоумышленников, создавая возможности для отмывания денег и финансирования терроризма. Это особенно актуально в контексте Южной Африки, где криптовалютные транзакции часто происходят однорангово без раскрытия сторонами своей личности.
Однако важно понимать, что криптовалюты не являются полностью анонимными. Блокчейн, технология, лежащая в основе большинства криптовалют, работает в системе учета, которая регистрирует все транзакции. Хотя учетные данные пользователей являются псевдонимами, детали транзакций хранятся в блокчейне, обеспечивая потенциальный след для расследования в случае подозрительных действий.
Несмотря на эти риски, криптовалюты набирают обороты в странах, сталкивающихся с экономической нестабильностью и стремительным ростом инфляции. Их гибкость и удобство делают их популярным выбором для крупных финансовых транзакций. Тем не менее, отсутствие всеобъемлющего регулирования и надзора в криптоиндустрии может привести к неправильному использованию этих цифровых активов.
После внесения Южной Африки в серый список FATF президент Рамафоса объявил о ряде шагов, которые финансовые институты страны предпримут для усиления борьбы с финансовыми преступлениями. Южная Африка также начала предпринимать шаги по регулированию криптовалют, добиваясь важного прогресса в области регулирования и надзора за отраслью.
Хотя позиция Южноафриканского резервного банка (SARB), как и других регулирующих органов по всему миру, остается неизменной: криптоактивы, выполняя определенные функции денег, не являются законным платежным средством и не будут признаны электронными деньгами, следует отметить, что медленный прогресс в регулировании криптоактивов препятствует трансграничным транзакциям. Эти важные шаги, включая объявление криптовалютных активов финансовыми продуктами в соответствии с Законом о финансовых и посреднических услугах (FAIS) в октябре 2022 года и, конечно же, поправки к Закону о Центрах финансовой разведки (FICA), являются многообещающими шагами по более эффективному регулированию отрасли.
Тем не менее, одного введения нормативных актов может быть недостаточно для борьбы с отмыванием денег и финансовыми преступлениями, связанными с криптовалютами. Решение этих проблем требует совместных усилий с участием различных учреждений и заинтересованных сторон, включая банки, финансовые учреждения и правительственные учреждения.
Такие инициативы, как Программа быстрых платежей, теперь известная как PayShap, запущенная Южноафриканским резервным банком в 2023 году, являются примером такого сотрудничества, направленного на модернизацию платежных систем и сокращение числа лиц, не имеющих банковского обслуживания в стране.
Управление по надзору за финансовым сектором (FSCA) также забило тревогу по поводу рисков, связанных с нерегулируемыми высокодоходными активами, подчеркивая необходимость ужесточения регулирования для защиты инвесторов. Объявление FSCA криптовалютных активов финансовыми продуктами в соответствии с FAIS, требующее лицензирования для тех, кто предоставляет консультационные и посреднические услуги в этом секторе, направлено на усиление защиты потребителей и обеспечение соблюдения поставщиками услуг криптовалютных активов необходимых нормативных актов.
Поправки к FICA, включающие определенных поставщиков услуг криптовалютных активов в качестве подотчетных учреждений, требующие от них проводить тщательные проверки «Знай своего клиента» (KYC) и сообщать о подозрительных транзакциях в Центр финансовой разведки, являются дополнительным уровнем надзора и безопасности.
Криптовалютные активы потенциально могут обойти существующие правила валютного контроля, создавая проблемы для властей. В настоящее время Руководство по валютам и биржам для авторизованных дилеров (AD Manual) не разрешает трансграничные транзакции по приобретению криптоактивов из-за их непризнания в качестве законного платежного средства. Это область, которая требует дальнейшего развития с точки зрения регулирования.
Рабочая группа по регулированию криптоактивов (CARWG), входящая в состав Межправительственной рабочей группы по финтеху (IFWG), опубликовала позиционный документ по криптоактивам в июне 2021 года. В этом документе рекомендованы поправки к Правилам валютного контроля и Руководству по рекламе для облегчения оффшорных покупок и местных продаж криптоактивов VASP, а также отчетности о транзакциях с криптоактивами и исключений для маркетинговой деятельности.
SARB также выпустил руководство о том, как банкам следует обращаться с криптовалютными активами. Банкам рекомендуется применять политику, которая эффективно управляет рисками, связанными с этими активами, оставаясь при этом адаптируемыми к технологическим достижениям. Регулярная оценка рисков необходима для того, чтобы быть в курсе развивающихся криптотехнологий.
Кроме того, SARB обязывает банки сообщать о любых криптоактивах, подозреваемых в причастности к террористической деятельности или отмыванию денег, в Центр финансовой разведки в соответствии с разделом 28A FICA. Эти и другие меры вмешательства потенциально могут внести позитивный вклад в исключение страны из серого списка ФАТФ.