Мозамбик
Столица:
Официальный язык:
Время:
Общие сведения о стране
Территория:
Мозамбик омывается Индийским океаном на востоке, граничит с Танзанией на севере, Малави и Замбией — на северо-западе, Зимбабве — на западе и Свазилендом и ЮАР — на юге. Территория Мозамбика простирается вдоль побережья Индийского океана примерно на 3000 км. Береговая линия на севере расчленена небольшими бухтами, берега невысокие, но скалистые. Южнее берега низкие, местами заболоченные.
Имеются естественные гавани — Бейра, Мапуту, Накала, Пемба.
Северная часть страны занята равнинами Восточно-Африканского плоскогорья.
Праздничные и нерабочие дни:
3 февраля — День национальных героев;
7 апреля — День мозамбикской женщины;
1 мая — День труда;
25 июня — День национальной независимости;
7 сентября — День Победы;
25 сентября — День вооруженных сил;
4 октября — День Мира;
25 декабря — День семьи (Рождество).
Для верующих мусульман установлены два исламских праздника (День жертвоприношения и День завершения Рамадана), даты которых ежегодно определяются по лунному календарю.
Валюта:
Климат:
Транспортное сообщение с Россией:
Требования въезда, пребывания и транзитного проезда
Получение визы. Для граждан соседних стран предусмотрен безвизовый режим, позволяющий пребывание в Мозамбике до 30 дней.
Для граждан остальных стран необходимо оформление виз в посольствах и консульских учреждениях Мозамбика. Граждане России — владельцы дипломатических и служебных паспортов — могут находиться в Мозамбике без виз в течение 90 дней (в 2010 году вступило в силу соответствующее Соглашение).
В целях привлечения в страну туристов иностранным гражданам на пограничных пунктах выдаются туристические визы (стоимость — 38 долл. США) сроком действия до 30 дней.
Открытие рабочих виз регулируется определенными процедурами, зависит от размеров предприятий и требует согласования с Министерством труда.
Получение вида на жительство. Вид на жительство (DIRE — Documento de identificaçao do residente estrangeiro) выдается миграционными отделами МВД иностранным гражданам, получившим разрешение на работу в Мозамбике и требует ежегодной пролонгации. Стоимость DIRE для иностранных граждан, включая российских граждан, составляет 19 200 мт (около 620 долл. США). Стоимость вида на жительство для граждан Португалии составляет порядка 20 000 мт (около 350 долл. США).
Поездки с детьми. Сведения о детях в возрасте до 12 лет могут быть вписаны в паспорта родителей — иностранных граждан — с обязательным вклеиванием их фотографий. С апреля 2010 г. в Мозамбике принимаются биометрические паспорта, в которые не допускается внесение сведений о детях.
Действительность паспорта:
Требования к срокам действия паспорта, его сохранности соответствуют общепринятым мировым стандартам.
В случае порчи, утери или истечения срока годности паспорта иностранного гражданина и отсутствия в Мапуту дипломатического или консульского представительства страны его происхождения, миграционное ведомство Мозамбика может оформить одноразовое свидетельство на возвращение.
Особенности въезда через разные пункты пропуска:
В международных аэропортах Мозамбика (Мапуту, Бейра, Накала, Пемба) контроль и досмотр багажа при пересечении пограничных пунктов менее строгий по сравнению с общепринятыми требованиями.
Таможенный контроль:
Спиртное и сигареты. В соответствии с нормами на одного человека разрешается ввоз/вывоз 200 сигарет, 0,7 л крепких алкогольных напитков, 2 л вина, лекарств в количестве, необходимом для поездки.
Художественные и культурно-исторические ценности. Вывоз художественных и культурно-исторических ценностей запрещен и разрешается на временной основе лишь по указанию Министерства культуры для экспонирования на международных выставках.
Предметы культуры, приобретенные в магазинах, должны сопровождаться соответствующими чеками, на рынках — сертификатами Министерства культуры, как не принадлежащие к категории художественных и культурно-исторических ценностей.
Оружие и боеприпасы. Без соответствующих разрешительных сопроводительных документов все виды оружия и боеприпасов к ввозу/вывозу категорически запрещены.
Автомобили и бензин. При въезде в страну на автомобиле на границе оформляется документ на его временный импорт (не более чем на 30 дней), который при возвращении подлежит возврату.
Ввоз дополнительных емкостей с бензином/дизтоплевом не требуется, так как в последние годы снабжение автомобильным топливом в Мозамбике нормализовано, на основных дорогах построена сеть автозаправочных станций, а цены на него в регионе поддерживаются примерно на одном уровне.
Предметы, запрещенные к ввозу/вывозу:
Без разрешительных сопроводительных документов запрещен ввоз наркотических средств, растений, домашних животных и птиц.
Санитарный контроль:
Граждане, прибывшие в Мозамбик из стран Центральной Африки, обязаны на границе предъявлять медицинские сертификаты с отметкой о прививках от холеры и желтой лихорадки.
Отсутствие документа ведет к принудительной вакцинации приезжего на границе, стоимость которой составляет 50–70 долл. США.
Необходимые документы для путешествия
Особенности многократного посещения
В каких случаях необходимо оформлять визу
Контактная информация
Вопросы безопасности путешественника
Террористические угрозы:
Вместе с тем имеются случаи ограбления жилья, причем с применением насилия и оружия, а также угонов автомобилей для последующей перепродажи в соседних странах, что указывает на деятельность международных преступных синдикатов. Появились случаи похищения предпринимателей азиатского происхождения с целью получения выкупа. Данные преступления берутся правоохранительными органами под особый контроль.
Даже в случае краткосрочной туристической поездки в Мозамбик Посольство рекомендует российским гражданам встать на учет в Консульском отделе Посольства (далее – КО). Должностное лицо КО фиксирует предоставляемые гражданами контактные данные, которые в соответствии с законом используются в целях обеспечения прав, интересов и безопасности самих граждан. В частности, в случае возникновения в Мозамбике какой-либо чрезвычайной ситуации сведения о месте пребывания гражданина, пусть даже кратковременного, и о способах экстренной связи с ним или с его родственниками могут иметь решающее значение. В настоящее время на учет можно встать, заполнив несложную форму в соответствующем разделе сайта Консульского информационного портала (www.kdmid.ru) или непосредственно при посещении Консульского отдела Посольства России в Мозамбике.
Преступность:
В темное время суток предпочтительно передвигаться группами, без сумок и барсеток, которые нередко становятся объектами для похищения.
Дорожное движение
Особенности:
Протяженность дорог составляет 30 тыс. км, из них лишь 6,3 тыс. км имеют асфальтовое покрытие. Несмотря на то, что идет интенсивный ремонт и модернизация основных артерий, а также строительство новых дорог, качество дорожного полотна зачастую оставляет желать лучшего.
Основная автомагистраль, используемая туристами для посещения Мозамбика, Витбанк (ЮАР) — Мапуту, поддерживается в хорошем состоянии. На территории Мозамбика на этой дороге находятся 2 пункта оплаты проезда (всего приблизительно 5 долл. США). Проезд по остальным дорогам является бесплатным.
Основные виды топлива:
Наличие стояночных мест:
Необходимость уплаты дорожного налога:
Порядок приобретения обязательного страхового полиса:
Возможность использования национального российского водительского удостоверения:
Однако, по прошествии 6 месяцев пребывания, иностранец обязан получить мозамбикское водительское удостоверение при наличии национальных водительских прав, а также документов, подтверждающих его законное пребывание в Мозамбике (DIRE, контракт на работу, копии паспорта и т. д.).
Аренда автотранспортных средств:
Ваши действия в случае ДТП:
В интересах российского автотуриста целесообразно незамедлительно сообщить о происшествии в Посольство России в Мозамбике для оказания возможной помощи и содействия.
Местные законы и обычаи
Устоявшиеся нормы поведения:
Наказания за различные виды преступлений:
Судебная система довольно медлительна, идет ее реформирование, остро стоит проблема дефицита квалифицированных кадров. Из-за ветхости тюрем и их переполненности условия содержания заключенных крайне тяжелые.
Широко применяется институт освобождения находящихся под следствием под залог (максимальная сумма залога составляет 350 тыс. мт., что составляет приблизительно 6 тыс. долл. США), если судья сочтет правонарушение социально неопасным.
Семейное законодательство страны:
Местное законодательство о приобретении иностранцами собственности на территории страны:
Иностранец, потерявший работу в Мозамбике, с большим трудом может продлить вид на жительство (DIRE), поэтому при наличии собственности будет вынужден ее продать.
Здравоохранение
Опасности для здоровья, типичные болезни:
Особенности медицинского обслуживания:
В крупных городах также имеются частные клиники, однако их возможности являются ограниченными для проведения серьезных операций. Частная медицина весьма дорога. Состоятельная прослойка общества пользуется услугами лечебных заведений в ЮАР.
Прививки:
Экономика
Колониальная экономика характеризовалась частными монополиями, централизованным планированием и государственным маркетингом ключевых продуктов — все это было разработано для стимулирования накопления капитала государством, португальскими поселенцами и португальской торговлей и промышленностью. Колониальная политика исключала большинство африканцев из высококвалифицированных и руководящих должностей вплоть до тех лет, которые непосредственно предшествовали независимости. После обретения независимости Фронт освобождения Мозамбика (Frente de Libertação de Moçambique;Фрилимо ) правительство пыталось изменить колониальные экономические модели, национализируя ключевые свойства, продвигая африканское образование и обучение, и разрушая португальскую и южноазиатскую политику коммерческого распространения. Несмотря на публичную позицию Frelimo против этнической дискриминации , португальские поселенцы и торговцы из Южной Азии, которым угрожает экономическая политика правительства, ушли тысячами. Поселенцы, ожидающие национализации, отказались от своей собственности, добавив по умолчанию доля национальной экономики, которую контролировали государство, и крупные государственные фермы, а также коммунальное и кооперативное земледелие заменили плантации поселенцев и компаний. Однако сельскохозяйственные начинания «Фрилимо» оказались непродуктивными и неуправляемыми, и в сочетании с бегством южноазиатских торговцев и нестабильностью, вызванной партизанскими войнами , большая часть системы сельскохозяйственного производства, торговли и распределения в стране рухнула. Стремясь восстановить экономику, государство в конечном итоге переориентировало экономическую политику в соответствии с планами, навязанными Международным валютным фондом , в котором особое внимание уделялось децентрализации и приватизации и оказывалось содействие семейным фермерам.
Хотя сельское хозяйство является наиболее распространенным видом экономической деятельности, денежные переводы рабочих-мигрантов в Южной Африке и доходы от туризма, а также портового и железнодорожного сектора страны исторически были одинаково важны как источники иностранной валюты. В то время как все эти сектора резко сократились в 1980-х и начале 90-х годов из-за гражданских беспорядков, они восстановились после мирного соглашения 1992 года, и сектор промышленности — в частности, разработка ресурсов, выплавка алюминия и производство электроэнергии — также расширились. К началу 21-го века Мозамбик достиг значительного экономического роста .
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
Хотя в сельском хозяйстве занято около четырех пятых рабочей силы страны, оно составляет лишь около одной пятой валового внутреннего продукта Мозамбика . Большая часть сельскохозяйственного производства происходит из семейных фермерских хозяйств, которые производят две основные культуры кукурузы (кукурузы), в которой Мозамбик был самодостаточен к 1997 году, и маниоку , а также бобы, рис и различные овощи и масличные культуры, такие как арахис (арахис), кунжут и подсолнух. Семейный труд также несет ответственность за сбор значительной части кешьювыращивает орехи и производит хлопок для местного рынка и на экспорт. Хотя сельскохозяйственное производство в большинстве сельских районов в конце 1970-х и 80-х годов сократилось, большая социальная и политическая стабильность и благоприятные климатические условия привели к заметному увеличению производства в 1990-х годах. Сельскохозяйственные показатели особенно уязвимы к стихийным бедствиям, таким как засухи и наводнения; например, в 2000 году сильное наводнение в центральной и южной частях страны серьезно нарушило сельское хозяйство и инфраструктуру в пострадавших регионах.
Сахар, чай, копра и сизаль , разработанные в качестве плантационных культур в колониальную эпоху, все еще производятся частными плантациями, совхозами, спонсируемыми правительством кооперативами и коммунальными деревнями. Орошение происходит главным образом в районе вдоль реки Замбези, который орошается плотиной Кахора-Басса, и в районах бывших поселенцев на юге, особенно вдоль реки Лимпопо , которые орошаются по схемам, разработанным в 1950-х и 60-х годах. Производство говядины и свинины, которое раньше было важным, превзошло производство мяса птицы.
С момента обретения независимости леса вдоль железной дороги Бейра и в провинции Замбезия на севере использовались в качестве основного источника внутреннего топлива, дров и угля в стране, хотя южноафриканские инвесторы заинтересованы в том, чтобы Мозамбик мог обеспечить древесину для строительных материалов и целлюлозы. бумажная промышленность. Лесные ресурсы страны кратко использовались как для экспорта, так и для местного строительного материала в течение 1960-х и 70-х годов, но значительные запасы древесины лиственных пород пережили вырубку лесов в качестве топлива. Тем не менее, больше древесины вырубаются, чем заменяются инициативами по лесовосстановлению , и долгосрочные экологические последствия плантаций эвкалипта вызывают озабоченность.
Рыболовство является одной из областей экономики, которая защищена от отсутствия безопасности в сельских районах. Морские воды Мозамбика содержат омаров, тунца , скумбрии , сардины и анчоусов, но больше всего известны креветками (креветками), которые являются важным экспортным товаром. С 1973 года производство и сбыт морской рыбы, креветок и моллюсков постоянно увеличивался.
Ресурсы и власть
В 1980- х годах природные ресурсы Мозамбика оставались в значительной степени слаборазвитыми, однако благодаря большей политической стабильности после мирного соглашения 1992 года резко возросли инвестиции в широкий спектр проектов освоения ресурсов. Высокогорья Тете в западно-центральной области имеют большие запасы битуминозного угля в Моатизе. Хотя разведка нефти неутешительна, разработка крупных коммерчески выгодных месторождений природного газа в Панде и Темане в провинции Иньямбане была успешной.
Ключевые металлические ресурсы включают высококачественную железную руду и редкий и важный минерал танталит (основная руда тантала ), из которого Мозамбик обладает крупнейшими в мире запасами. Золото, бокситы (основная руда алюминия), графит, мрамор, бентонит и известняк добываются и добываются, а морская соль добывается в прибрежных районах. Другие усилия по развитию были сосредоточены на добыче тяжелых минеральных песков в провинции Замбезия и на проекте по добыче ильменита (основного источника титана) в Моме в провинции Нампула. Другие полезные ископаемые Мозамбика включают марганец , графит, флюорит , платину, никель, уран, асбести бриллианты. Иностранные инвесторы выразили заинтересованность в расширении разработки этих месторождений, тем более что правительство Мозамбика сделало иностранные инвестиции более привлекательными.
В силу своих ресурсов Мозамбик должен теперь стать самым важным производителем и экспортером энергии в Южной Африке . Однако проблемы с пост-независимой безопасностью в стране подрывают производство во всем, кроме переработки импортируемой сырой нефти вблизи Мапуту . Центральным элементом энергетического потенциала Мозамбика являетсяПлотина Кахора Басса на верховьях Замбези. Финансируемый и созданный международным консорциумом в конце колониальной эпохи, он был разработан в сотрудничестве с национальной энергетической компанией Южной Африки для производства электроэнергии в основном для Южной Африки, а не Мозамбика. После завершения строительства плотины в 1974 году менее одной десятой ее электрической мощности ушло в Мозамбик, а остальная часть была передана в промышленный центр Южной Африки. В начале XXI века большая часть его мощностей все еще экспортировалась, прежде всего в Южную Африку. ПортугалияДолго занимал контрольный пакет акций компании, в которой работает Cahora Bassa. После долгих переговоров, соглашение между Португалией и Мозамбиком , что увеличение доли Мозамбика собственности на 85 процентов было реализовано в 2006 году Португалия договорилась в 2012 году отказаться от своей окончательной доли владения в течение следующих двух лет.
Вся национальная электрическая сеть была объектом поражения Ренамо в годы политического конфликта, что сводило на нет усилия по наилучшему использованию страны.гидроэнергетический потенциал и вынуждает города строить и улучшать автономные объекты. Страна смогла отремонтировать большую часть национальной электрической сети в годы после конфликта, и в начале 21-го века почти вся электроэнергия Мозамбика была произведена гидроэлектростанцией . В дополнение к установке Cahora Bassa на реке Ревю есть две частные плотины, которые вырабатывают гидроэлектростанцию.
Производство
В 1975 году промышленный и производственный сектор Мозамбика был типичным для большей части колониальной Африки, поскольку основывался в основном на минимально переработанном сырье для экспорта (креветки, чай, сахар, кешью, цитрусовые, копра, уголь и хлопок) в сочетании с переработкой и легким производством товары для местного потребления . С конца 1950-х до начала 1970-х годов резко возросли местные производственные мощности в ответ на потребительский спрос со стороны растущего городского населения. Ограниченное развитие более тяжелой промышленности, такой как сектор металлообработки и железнодорожного оборудования, было связано с торговыми, сервисными и транспортными соглашениями с соседними странами.
Хотя большая часть квалифицированного рабочего и управленческого класса Мозамбика покинула страну в конце колониального правления, промышленное производство росло незначительно до начала 1980-х годов, когда производство и строительство фактически прекратились. К 1990 году промышленное производство сократилось почти на две трети. Внутренний конфликт прервал поставки сырья изнутри страны, а рост долга и сокращение экспорта вместе усугубили способность Мозамбика импортировать запасные части и другие материалы, необходимые для поддержания производства. Саботаж и перебои с электричеством усугубили ситуацию.
По мере улучшения общего социально-экономического климата в стране в начале 1990-х годов промышленное развитие возобновилось. Хотя уровни производства в цементной промышленности не вернулись к уровням, достигнутым в конце 1970-х годов, другие отрасли расширяются. В конце 90-х годов в центре страны был открыт завод по производству аммиака, а в 2000 году начал работу завод по сборке автомобилей. Ключевым фактором экономического роста в Мозамбике стало открытие алюминиевого завода вблизи Мапуту в 2000 году. Это один из мировых Крупнейшие заводы по производству алюминия, который стал важным экспортным товаром для Мозамбика.
Финансы
Banco de Moçambique выпускает национальную валюту, метику (множественное число). В 1978 году Мозамбик национализировал большую часть своих банковских активов, но к середине 1990-х банковский сектор был приватизирован. Мозамбик занял большие заимствования, чтобы он мог финансировать развитие, уменьшить дефицит иностранной валюты и, в конечном итоге, импортировать предметы первой необходимости, такие как продукты питания; к 90-м годам обслуживание долга потребляло четверть годового дохода в иностранной валюте. В 1984 году Мозамбик согласился вступить во Всемирный банк и Международный валютный фонд(МВФ), а в 1987 году правительство приняло программы реформ в качестве условия для новых займов и грантов. Благодаря успеху Мозамбика в осуществлении программ экономических реформ, а также значительной сумме денег, потраченных на обслуживание долга, Мозамбик получил выгоду от несколькихпланы списания долгов, начавшиеся в 1990-х годах и продолжающиеся в начале 2000-х годов.
В новом экономическом климате поощрялись частные и международные инвестиции, и к концу 90-х годов и в 21-м веке экономика извлекала выгоду из огромного роста иностранных инвестиций. В Мапуту есть фондовая биржа (Bolsa de Valores de Moçambique). Государственная монополия на страхование прекратилась в 1991 году.
Сделки
Важнейший экспорт Мозамбика в стоимостном выражении включает алюминий, креветки и хлопок, в то время как его важнейший импорт в стоимостном выражении включает топливо, машины и запасные части, а также продукты питания. Южная Африка является основным торговым партнером страны. Другими партнерами являются страны Европейского Союза и Азии . Весьма неблагоприятное сальдо торгового баланса Мозамбика постепенно улучшалось в течение 1990-х и начала 2000-х годов.
Сервисы
Приятный климат Мозамбика, прекрасные пляжи и острова Индийского океана сделали его привлекательным местом отдыха для соседней Родезии (ныне Зимбабве) и Южной Африки до обретения независимости. Тем не мение,туризм был разрушен сохраняющейся политической нестабильностью, возникшей с окончанием колониального правления. С мирным урегулированием 1992 года и переходом к правительству большинства в Зимбабве и Южной Африке туризм восстановился до такой степени, что сейчас Мозамбик посещает больше туристов, чем до обретения независимости в 1975 году. Заповедники диких животных восстанавливаются, и Мозамбик создал транснациональные парки и заповедники. районы со Свазилендом и Южной Африкой.
Труд и налогообложение
В колониальный период мужчины часто уходили на оплачиваемую работу в соседние страны, а женщины оставались для выращивания товарных культур, а также культур для внутреннего потребления. Хотяженщины производили значительную часть сельскохозяйственной продукции, они не получали равную оплату и права. Организация женщин Мозамбика (Organização da Mulher Moçambicana; OMM) была основана Frelimo в 1973 году для мобилизации женщин вокруг вопросов, представляющих для них интерес. После обретения независимости многие женщины переехали в города, чтобы воспользоваться новыми экономическими возможностями.
Мозамбикским рабочим, включая женщин, гарантировано право создавать профсоюзы и право на забастовку в Конституции 1990 года. Созданы многочисленные профсоюзы, многие из которых участвовали в Организации мозамбикских рабочих, которая открыто критиковала политику правительства в отношении свободного рынка.
Государственный доход поступает от налогов на доходы и товары и услуги, а также от таможенных пошлин. Налоговая система Мозамбика была значительно реформирована в 1996 году и с тех пор была изменена. Такие изменения включали введение налога на добавленную стоимость в 1999 году и усовершенствования методов сбора налогов и их применения в 2001 году.
Транспорт и связь
Транспортный сектор Мозамбика отражает историческое развитие страны по отношению к соседям. Национальные автодорожные, железнодорожные и портовые сектора были первоначально разработаны государством и чартерными компаниями в первую очередь для обслуживания торговых и транспортных потребностей Южной Африки , Зимбабве и Малави — западных соседей Мозамбика. Из-за этого в стране хорошо развиты железнодорожные и автомобильные системы с востока на запад, которые связывают ее порты с ключевыми промышленными и горнодобывающими регионами этих стран. В отличие от этого, здесь мало дорог с твердым покрытием и практически нет железных дорог, ориентированных с севера на юг.
Мапуту, Мозамбик, портовый и железнодорожный комплекс
Мапуту, Мозамбик, порт и железнодорожный комплекс
Потенциал Мозамбика как транспортного центра для внутреннего пространства находится на одном уровне с его энергетическими возможностями, причем международные порты в Мапуту, Бейра и Накала являются одними из лучших на континенте. Есть также меньшие, менее развитые порты от Пембы на севере до Иньямбане на юге. Портовый и железнодорожный комплекс в Мапуту был создан в конце 19-го века в ответ на развитие золотодобывающей и угледобывающей промышленности Йоханнесбурга и северо-восточной части Южной Африки. Колониальному государству удалось связать доступ горнодобывающей промышленности к контрактной рабочей силе Мозамбика с обязательством экспортировать значительную фиксированную часть экспорта полезных ископаемых региона через Мапуту, таким образом гарантируя услуги и таможенные доходы порта. Последующие железнодорожные линии связали Мапуту сСвазиленд, а в 1955 году — горнодобывающий район Гверу в Родезии (ныне Зимбабве).
Бейра обеспечивает автомобильный и железнодорожный доступ к Зимбабве через то, что стало называться Коридором Бейра. Он также связан железной дорогой с Малави и угольными шахтами Моатиз около Тете . Железнодорожное сообщение отБейра в Зимбабве и Малави были первоначально разработаны Мозамбикской компанией и перешли под контроль португальского колониального правительства в 1947 году. Когда Зимбабве стала независимой в 1980 году, международные инвесторы из Соединенного Королевства вновь проявили интерес к восстановлению и модернизации коридора, который, хотя и был кратковременно закрыт во время внутреннего конфликта, был вновь открыт в 1987 году при поддержке зимбабвийских военных патрулей.
Накала , хотя она была повреждена циклоном в середине 1990-х годов, имеет лучшие в стране природные гавани и новейшие портовые сооружения и имеет хорошие возможности для развития сельского хозяйства на севере. Малави имеет железнодорожную линию, соединяющую порт и железную дорогу Накалы.
Паромное сообщение доступно вдоль нижней Замбези в Луабо и Марромеу и выше Кахора-Басса между Чикоа и Зумбо, районом, который находится недалеко от точки, где Мозамбик встречается как с Замбией, так и с Зимбабве. Паромы также обслуживают озеро Ньяса с мозамбикскими портами в Метангуле и Мепонде.
Частные самолеты первыми стали регулярно летать в Мозамбике, но после Второй мировой войны Национальная авиакомпания Португалии открыла маршрут между Бейрой и Мапуту . Со временем колониальный Мозамбик разработал собственную авиакомпанию. В 1980 году его заменилиМозамбикские авиалинии (Linhas Aéreas de Moçambique; LAM), национальный перевозчик, который также предоставляет международные услуги. Мозамбик имеет ряд внутренних аэропортов и международных аэропортов в Бейре, Виланкулосе и Мапуту.
Большая часть существующей сети внутренних соединительных дорог и взлетно-посадочных полос в северных и центральных районах была разработана в 1960-х и 70-х годах в рамках стратегии Португалии по борьбе с повстанцами, в которой воздушный транспорт был заменен менее безопасным сельским дорогам. Пассажирские пассажирские перевозки развивались обратно пропорционально железнодорожным и автомобильным дорогам, неуклонно увеличиваясь с конца 1970-х годов, поскольку автомобильные и железнодорожные пути сократились в ответ на угрозу засады. Поэтому внутренние рейсы по маршруту север-юг в стране лучше обслуживаются авиакомпаниями, чем более ориентированной на восток-запад автомобильной или железнодорожной системой.
Частично в ответ на долгое ожидание установки услуги наземной телефонной связи использование сотовых телефонов быстро расширилось в начале 21-го века; Однако использование и доступ в Интернет были ограничены и увеличивались гораздо более медленными темпами.
Дополнительная информация
Деловой климат:
Получение иностранцем разрешения на работу связано с выдачей разрешения Министерством труда или его провинциальными отделениями, выдача которого в условиях высокого уровня безработицы зависит от наличия собственных национальных кадров.
Полезные телефоны:
ROTUNDA — Av. Vladimir Lenine, 2791 (открыта 24 часа).
SOCORRO — Av. Agostinho Neto, 190 (открыта 24 часа).
CIDADE, LDA — Av. 24 de Julho, R/C, Interfranca (открыта 24 часа).
FRANCA — Av. Eduardo Mondlane, 733 e 735 (открыта 24 часа).
CHICANHANINE — Av. Julius Nyerere, bairro Laulane (открыта 24 часа).
PIRES — B.G.Dimitrov, 5585 (открыта 24 часа).
MALHANGALENE — Av. Vladimir Lenine, 2791, R/C (открыта 24 часа).
XITSUNGU — Av. de Moçambique, 4153, R/C (открыта 24 часа).
MODERNA — Av. Eduardo Mondlane, nº 1425 (открыта 24 часа).
DIE E NOITE — Av. Julius Nyerere, 764 (открыта 24 часа).
SAUL — Bairro de Maxaquene, 48.
PASTEUR — Av. 24 de Julho, 3050.
COMPONE — Av. Vladimir Lenine, 4649.
MALHAZINE — Av. Lurdes Mutola.
MISSAVENE — Bairro FPLM.
JARDIM — Av. de Moçambique, 1979.
Службы срочной помощи.
Вызов экстренной помощи — 197, 198, 2 142-22-22, 2142-23-34.
Полиция — 199, 2142-20-01, 2142-50-31, 2132-72-06.
Красный крест — 2142-95-54, 2132-52-97.
Телефонная служба.
Вызов для установления национальной международной связи: 12-00.
Информация о номерах телефонов: 12-30.
Информация о номерах телефонов с сотового телефона: 21-11.
Больницы.
Центральный госпиталь (скорая помощь): 2142-04-48, 2132-50-00(9).
Военный госпиталь: 2141-68-25.
Психиатрический госпиталь: 2147-06-23.
Транспорт.
Железные дороги (расписание и заказ билетов): 2143-12-69, 2143-15-44.
Аренда автомобилей (Мапуту):
Hertz — 2146-55-34, 2130-31-72;
Europcar — 2146-54-82;
Avis — 2146-54-97.
Морской порт: 2142-26-79, 2142-11-57.
Аэропорт – 2146-55-28, 21 46-68-48 LAM – 21 24-87-00, 21 46-88-00, 21 49-05-90, 21 32-60-01 TAP – 21 30-39-27 (28), (33) South African African Airways – 21 46-56-25, 21 48-40-91 Emirates Airlines – 21 49-32-05, 21 48-66-50 Quatar Airways – 21 49-85-63, 82 66-842-01.
Музеи.
Музей Революции (Museu da Revolução) — Av. 24 de Julho, n° 2999.
Музей Естествознания (Museu da História Natural) — Travessa do Zambeze, nº 104.
Национальный денежный музей (Museu Nacional da Moeda) — Rua Consiglieri Pedroso. (рядом с крепостью)
Национальный музей искусства Museu (Nacional de Arte) — Av. Ho Chi-Min, n° 1233 (недалеко от гостиницы «Cardoso»).
Театры.
Teatro Mapiko — Av. Patrice Lumumba, n° 376.
Teatro Avenida — Av. 25 de Setembro, n° 1187.
Teatro Música Moçambique — Av.de Moçambique, n° 3380.
Галереи.
Galeria de Arte — Av. Karl Marx, n° 1772.
Galeria Arte Oriental — Av. 24 de Julho, n° 808.
Galeria Marvic — Av. 24 de Julho, n° 1550.
Galeria Ravat e Nabi — Av. Eduardo Mondlane, n° 1780.
Galeria Tamele — Av. Kim II Sung, n° 37.
Circulo-Galeria de Arte — Av. Alberth Lithuil.
Galeria Chissano — Bairro Siat Matola.
Galeria do CEB — Av. 25 de Setembro, n° 1728.
Кинотеатры.
В 2012 году в Мапуту открылся первый современный 3D-кинотеатр (Cinema Maputo Shopping Centre, rua Marques do Pombal) Cine-Teatro Gil Vicente — Av. Samora Machel, n° 45.
Cinema África — Av. 24 de Julho, n° 2182.
Cinema Moçambique — Av. de Moçambique, n° 2430.
Другое:
Общественный транспорт развит недостаточно, поэтому частные микроавтобусы перемещаются по городу постоянно переполненными.
Рекомендуется пользоваться такси, стоимость которого составляет около 150 мт/км (около 5 долл. США).
Обед в ресторане среднего класса. Стоимость обеда в ресторане составляет 20–30 долл. США на одного человека.
Практически во всех ресторанах можно попробовать свежие и недорогие морепродукты.
Escorpiao (португальский): tel. 258 2130-21-80, Recinto da Fiera Popular, 25 de Setembro;
Waterfront: tel. 258 2130-14-08, Av. 10 Novembro, 74;
Marisqueira Sagres: tel. 258 2149-52-01, Av da Marginal, 4272;
Big Blue (Sushi Bar): tel. 842-064-012, Maputo Shopping Centre;
Costa Do Sol: tel. 2145-01-15, Av. Marginal, 10249;
Jardim Dos Mariscos: tel. 2149-65-43, Av. Friedrich Engels, 290;
El Greco (греческий): tel. 2149-18-98, Av. Julius Nyerere,326;
Manjar dos Deuses: tel. 2149-68-34, Av. Julius Nyerere, 162;
Rodizio Real (бразильский): tel. 2149-91-32, Av. Julius Nyerere, 194;
Aska (японский): tel. 2130-26-18, Av. 25 de Setembro 420;
Dock’s at Clube Naval: tel. 2149-32-04, Av. Marginal;
Mar na Brasa (португальский): tel. 2148-90-80, Av. Marginal (рядом с Рыбным рынком);
Zambi: tel. 824-328-000, Av. 10 de Novembro, 8;
Taverna (португальский): tel. 844-445-550, Av. Julius Nyerere, 995.
Номер в гостинице среднего класса. Стоимость номера в гостинице — не менее 200 долл. США в сутки.
Стоимость двухместного размещения без питания в отелях на побережье составляет порядка 100 долл. США в сутки.
Часы работы продовольственных и промтоварных магазинов. Магазины работают с 08.00 до 18.00–19.00. Крупные супермаркеты открыты до 20.00. В пунктах обмена валюты курс, как правило, выше официального. В супермаркетах к оплате принимаются доллары США, но по заниженному курсу.
Наличие мобильной связи. В стране действуют 3 оператора мобильной связи — MCEL, VODACOM и MOVITEL.
Порядок пользования телефоном-автоматом. Телефоны-автоматы установлены лишь на центральных улицах городов, как правило, в общественных местах.
Пользование ими возможно при наличии карточек, которые можно приобрести в магазинах, киосках, вокзалах и т. п.
Наличие банкоматов и распространение кредитных карт. Сеть банкоматов достаточно развита в Мапуту (357), они установлены вблизи охраняемых объектов — банков, в аэропорту, в гостиницах.
Кредитные карточки принимаются в крупных магазинах, отелях, ресторанах, авиа-агентствах.
Электрическое напряжение в сети. Напряжение в сети 220 В; установленные розетки, как правило, европейского образца.
Наличие общественных туалетов. Сети общественных туалетов нет.