1 Маврикий
Маврикий возглавляет список африканских стран с наибольшим улучшением экономической свободы в 2023 году. Страна проводит политику, способствующую созданию благоприятной для бизнеса среды, включая налоговые льготы, соглашения о свободной торговле и упрощенные процессы регулирования. Правительство подписало Африканское континентальное соглашение о свободной торговле и Общий рынок для Восточной и Южной Африки и ввело низкую тарифную ставку около 5%, что облегчает бизнесу импорт и экспорт товаров.
В стране также установлена фиксированная налоговая ставка в размере 15%, которая является одной из самых низких в мире. Это помогло привлечь иностранные инвестиции, особенно в сектор финансовых услуг. Кроме того, Маврикий занимает 13-е место в мире по индексу легкости ведения бизнеса, который измеряет легкость открытия и ведения бизнеса.
Маврикий обладает диверсифицированной экономикой с развитым сектором услуг, включая туризм и финансовые услуги. Только на туристический сектор приходится около 8% ВВП страны и занято около 100 000 человек. В целом Маврикий добился успеха в создании благоприятной для бизнеса среды, поощряющей инвестиции, предпринимательство и инновации. Однако, как и любая страна, он сталкивается со своим набором экономических проблем, таких как неравенство доходов.
2 Ботсвана
На протяжении многих лет Ботсвана была лидером в продвижении экономической свободы в Африке. Стабильная политическая обстановка в стране, низкие налоги, продуманная экономическая политика и твердая приверженность правам собственности способствовали высоким уровням экономического роста страны.
Например, Ботсвана провела несколько реформ, направленных на упрощение процесса регистрации собственности и разрешения споров, что позволило ей занять 4-е место в Африке по защите прав собственности по версии Международного альянса по правам собственности. Согласно отчету Всемирного банка о легкости ведения бизнеса, регистрация собственности в Ботсване занимает в среднем 13 дней, а открытие бизнеса — в среднем 5,5 дней, что ниже, чем в среднем по странам Африки к югу от Сахары. В стране также относительно низкое налоговое бремя: ставка корпоративного налога составляет 22%, а ставка налога на доходы физических лиц — 25%. И правительство внедрило несколько налоговых льгот для стимулирования инвестиций, таких как налоговые каникулы для определенных секторов и отчисления на исследования и разработки.
3 Кот-д’Ивуар
Страна добилась значительных успехов на пути к экономической свободе благодаря диверсифицированной экономике и стабильной политической обстановке.
Кот-д’Ивуар проводит относительно открытую торговую политику со средневзвешенной тарифной ставкой 8,6% и относительно низкими нетарифными барьерами в торговле. Правительство также активно проводило политику либерализации торговли и участвовало в различных региональных торговых соглашениях, таких как Экономическое сообщество западноафриканских государств и Африканская континентальная зона свободной торговли.
В западноафриканской стране относительно низкое налоговое бремя, общий объем налоговых поступлений составляет примерно 17,4% ВВП, что значительно ниже среднего показателя по региону. Правительство проводит политику в интересах бизнеса, упрощая регистрацию предприятий и улучшая доступ к кредитам, что привлекло иностранные инвестиции.
4 Танзания
За эти годы восточноафриканская страна построила диверсифицированную экономику, основными вкладчиками в которую являются сельское хозяйство и туризм, а сельское хозяйство и производство тесно связаны.
Правительство также уделяет приоритетное внимание развитию инфраструктуры, инвестируя в транспорт, энергетику, водоснабжение и санитарию. В Танзании относительно низкое налоговое бремя, общий объем налоговых поступлений составляет примерно 13,1% ВВП, что является результатом проведения правительством реформ, направленных на улучшение налогового администрирования и сокращение уклонения от уплаты налогов. Правительство также внедрило относительно открытый инвестиционный режим и ряд инвестиционных стимулов, доступных иностранным инвесторам.
Танзания также добилась прогресса в защите прав собственности, улучшив системы регистрации земель и оформления титулов, а также реформы, направленные на повышение эффективности судебной системы и сокращение коррупции.
5 Бенин
В Бенине относительно низкое налоговое бремя, общий объем налоговых поступлений составляет примерно 15,1% ВВП. Правительство также осуществило реформы, направленные на улучшение налогового администрирования и сокращение уклонения от уплаты налогов. В 2022 году Бенин внедрил новый налоговый кодекс, направленный на упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени для малых и средних предприятий.
Бенин запустил онлайн-платформу для регистрации бизнеса и лицензирования, что упрощает и ускоряет для предпринимателей открытие и ведение бизнеса. Эти усилия сократили время и затраты, связанные с получением разрешений на строительство, и упростили процедуры разрешения коммерческих споров.
Бенин также добился значительного прогресса в области иностранных инвестиций, реализуя политику, ориентированную на бизнес, для привлечения иностранных инвестиций, таких как создание специальных экономических зон, и инвестиционных стимулов для определенных секторов, таких как сельское хозяйство и туризм.