Торговля: какое место для Африки в новом мировом порядке?

Недавние кризисы приводят к закреплению многополярности мира. В то время как континент, который в основном оставался поставщиком сырья в мировом торговом порядке, который преобладает до сих пор, множит инициативы по расширению своей ниши в обрабатывающей промышленности.

«Новый мировой порядок, вероятно, возникнет в результате продолжающейся конкуренции за глобальное лидерство, а использование «неаршоринга» или «френд-шоринга» (ограничение сетей цепочки поставок союзными и дружественными странами) представляет собой риск для глобального роста, как это называется. Для развязывания глобальных цепочек поставок, но, в то же время, возможность для Африки». Наблюдение сделано экспертами Африканского экспортно-импортного банка (Афрэксимбанк) в новом отчете о торговле в Африке, обнародованном во время ежегодных собраний учреждения, закрытых 21 июня в Аккре, Гана. Сосредоточив внимание на экспорте продукции и построении региональных цепочек добавленной стоимости в Африке в рамках нового мирового порядка, этот отчет напоминает, как континент был «в значительной степени изолирован от глобальных цепочек создания стоимости, интегрируя их исключительно в качестве поставщиков сырья и природных ресурсов». и подчеркивает возможности, которые предлагаются Африке в то время, когда геополитические и геостратегические карты переделываются.

Несмотря ни на что, африканская торговля выросла на 20,9% нынешний глобальный геополитический контекст действительно беспрецедентен. После кризиса Covid, российско-украинского конфликта, которые оказали влияние на цепочки поставок, имеется тенденция по усилинию многополярности мира. Например, страны, зависящие от поставок из этих двух конфликтующих стран — газа для европейцев и особенно зерновых (пшеницы) для африканцев — с тех пор проложили новые пути для обеспечения безопасности своих рынков. В этом контексте товарная торговля африканского континента увеличилась на 20,9% в стоимостном выражении в 2022 году, тогда как стоимость мировой торговли выросла всего на 12%, согласно отчету Афрэксимбанка. В частности, импорт вырос на 15,5% до 706 миллиардов долларов. Поддерживаемый ростом цен на сырьевые товары и растущим спросом на энергоресурсы Африки из Европы, африканский экспорт вырос на 26,8% до 724,1 млрд долларов. Таким образом, в торговом балансе африканских стран было зафиксировано положительное сальдо в размере 18,1 миллиарда долларов.

Полулегкий вес в мировой обрабатывающей промышленности, который приходится на Африку лишь около 1,8% мирового производства. В то время как континент стремится к своему развитию, в частности, с ЦУР Организации Объединенных Наций на период до 2030 года и Повесткой дня Африканского союза на период до 2063 года, настало время, прежде всего, для структурной трансформации экономики континента, которая включает индустриализацию его сбережений. Такая обобщенная ориентация позволит преобразовать экспорт таким образом, чтобы он состоял не только из сырья, но и из продуктов с добавленной стоимостью или продуктов переработки. В последнее время это стало предметом многочисленных дискуссий, особенно после создания Африканской континентальной зоны свободной торговли, которую эксперты считают эффективным инструментом повышения экспортной конкурентоспособности Африки. Согласно отчету, его постепенное развертывание уже способствует росту внутриафриканской торговли на 18,6% до 193,17 млрд долларов в 2022 году, при этом увеличивается добавленная стоимость в торговле между странами региона.

В таком секторе, как автомобилестроение, эксперты определяют возможности для стратегического позиционирования континента на очень динамичном глобальном рынке, который, однако, потребует некоторых «корректировок». «Мы разработали континентальную стратегию развития автомобиля. В настоящее время в шести странах Африки, помимо Марокко и ЮАР, есть сборочные производства: Египет, Алжир, Нигерия… Но сборочные линии в Африке часто используют импортную медь, а у нас медь на континенте, и мы можем ее перерабатывать», — отмечает Дэйв Коффи, генеральный директор Африканской ассоциации автопроизводителей (AAAM).

Более того, важнейший вопрос изменения климата и необходимый переход к «зеленой» экономике также открывает дискуссию о возможностях «зеленой» промышленности в Африке. Принимая во внимание многочисленные ресурсы, доступные континенту и уже получившие признание транснациональных корпораций, Дэйв Коффи считает, что континент находится в «переломном моменте», когда он может воспользоваться возможностью для развития настоящей индустрии электромобилей. «В Восточной Африке, например, электромобили уже присутствуют в городском транспорте», — цитирует он, имея в виду авангардный аспект некоторых стран на континенте. Помните, что такая страна, как Демократическая Республика Конго (ДРК), обладающая крупнейшими запасами кобальта в мире и богатая несколькими другими стратегически важными для климата полезными ископаемыми, осуществляет проект промышленных электрических батарей.

Помимо определения «правильных» торговых и промышленных стратегий, африканским странам потребуется финансирование для реализации этих стратегий в довольно напряженном международном финансовом контексте. 

Помимо всех этих инициатив, организация, недавно получившая рейтинг «BBB» со стабильным прогнозом от Fitch, считает, что континенту необходимо будет максимизировать достижения с точки зрения регионального сотрудничества, физической и цифровой инфраструктуры, определения правил происхождения, улучшения условия промышленных инвестиций, доступ к энергии, обучение талантов или технологические инновации.

Меню