Новый аэропорт в Руанде строится в 40 км к югу от столицы Кигали. Площадь терминала будет составлять 130 000 квадратных метров, пропускная способность — 8 млн пассажиров в год с возможностью расширения до 14 миллионов. Завершение строительства запланировано на 2026 год.
Для сравнения, 13 млн человек в 2022 году обслужил один из крупнейших российских региональных аэропортов – Сочи. А пассажиропоток аэропорта Толмачево в Новосибирске – составил 7,6 млн человек.
До пандемии аэропорт Кигали был способен принимать ежегодно около 1 млн пассажиров (это на самом деле немного – например, меньше, чем в Нижнем Новгороде). И его развитию мешало географические ограничения – он расположен на вершине небольшого холма.
«Это похоже на сбывшуюся мечту – увидеть масштабы и эффект от этого проекта. Мы очень рады видеть завершение усилий и начало операций», – сказал генеральный директор курирующей строительство руандийской государственной компании Aviation Travel and Logistics Holding Жюль Нденга, которого цитирует CNN Tourism.
Владеть 60% нового аэропорта будет хорошо знакомая российским путешественникам компания Qatar Airways. Она же намеревается приобрести и 49% акций флагманской авиакомпании RwandAir, предложив пассажирам доступ к более чем 65 точкам назначения по всему миру. Опять же, для сравнения, российским путешественникам сейчас доступны 36 стран, включая СНГ.
Предполагается, что новый аэропорт и содействие Qatar Airways поможет Руанде стать центром континента для авиаперевозок.
«Основная цель этих усилий в основном состоит в том, чтобы сделать Руанду африканским хабом, куда все будут приезжать как для туризма, так и для бизнеса», – добавил г-н Нденга.
Выгода для авиации и туризма Африки может распространиться далеко за пределы Руанды: появление нового аэропорта поможет решить критическую проблему раздробленности маршрутной сети, из-за которой пассажирам часто приходится лететь через Европу или Ближний Восток при перелете между африканскими странами.
«Континент огромен, он необъятен, но путешествовать внутри него сложно и непредсказуемо… и это очень дорого», – говорит генеральный директора RwandAir Ивонн Манзи Маколо.
Он уточняет, что стоимость всех операций, будь то аэропортовые сборы, наземное обслуживание, стоянка, или платежи за использование воздушного пространства иногда до 50% больше, чем на Ближнем Востоке и в Европе.
В итоге на континент, на котором проживает 16,75% населения мира – 1,4 млрд человек –приходится менее 4% мирового рынка авиаперевозок.
Для борьбы с таким ценообразованием в 2018 году в Африке был дан старт проекту Единого африканского рынка авиаперевозок (SAATM). К нему уже присоединились 35 из 54 африканских государств.
По словам генерального директора Kenya Airways Аллана Килавуки, Руанда также планирует работать с другими африканскими авиакомпаниями, такими как South African Airways, для объединения «фрагментированной» отрасли.
«У нас много авиакомпаний на континенте. Но, по правде говоря, большинство из них нежизнеспособны. Необходимо консолидироваться, чтобы создавать более крупные предприятия, более экономичные, способные реагировать на высокие затраты», – сказал Килавуки.