Китайско-африканские отношения вызывают смешанные реакции и различные интерпретации. Однако, никто не подвергают сомнению рост китайского влияния на черном континент.
Следующие факторы повлияли на доминирование Китая в международной торговле с Африкой:
- Историческая поддержка, оказанная Африке в ходе освободительной борьбы ее стран;
- Военное сотрудничество Китая с Африкой;
- Политика невмешательства во внутренние дела;
- Политическая поддержка правительств африканских стран в ООН и на других международных платформах;
- Финансовая и техническая поддержка Африканского союза;
- Влияние китайских технологий на массового потребителя;
- Программы образовательного и культурного обмена с Африкой;
- Выгодные условия кредитования;
- Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Китая в африканские страны;
- Гуманитарная помощь африканским странам.
Особое, место среди все этих факторов, занимает помощь, оказываемая Китаем странам Африки (гуманитарная, ссуды и пр.) с меньшим количеством условий, либо без них.
История официальных связей по оказанию помощи Китаем Африке восходит к Бандунгской конференции 1955 года. До середины 1990-х годов большая часть этой помощи направлялась на поддержку освободительных (социалистических) движений и для реализации политики изоляции Тайваня. С 1990-х годов ситуация изменилась: помощь все больше стала направляться на достижение более широких стратегических целей, особенно на развитие связей с африканскими странами богатыми ресурсами. В октябре 2000 г. Форум сотрудничества Китая и Африки, который проходил в Пекине, подчеркнул необходимость расширения сотрудничества между Китаем и финансовыми учреждениями в Африке.
За последние пять десятилетий более 1 триллиона долларов США в виде помощи на цели развития было переведено из богатых стран в Африку. Однако, результат оказался прямо пропорционален оказываемой помощи. За последние пять десятилетий среднегодовые темпы роста в странах, наиболее зависимых от международной помощи, составляли минус 0,2 процента. В период с 1970 по 1998 год, когда потоки помощи в Африку достигли своего пика, уровень бедности в Африке фактически вырос с 11 процентов до 66 процентов. Этот рост бедности можно объяснить тем фактом, что получение льготных ссуд и грантов стимулировало коррупцию и конфликты, в то же время препятствуя свободному предпринимательству. Коррупцию, подпитываемую гуманитарной помощью, можно оценить на примере Демократической Республики Конго. По разлиным оценкам, во время своего правления диктатор Мобуту украл сумму, эквивалентную всему внешнему долгу своей страны: 5 миллиардов долларов США.
И, пожалуй, самое главное, приток иностранной помощи может подорвать внутренние сбережения и инвестиции. Так обстоит дело с китайской помощью, у нее мало условий, и поэтому она подвержена злоупотреблениям. Яркий пример это банкротство африканского производителя противомоскитных сеток, который прекратил свою деятельность из-за международных организаций, раздающих бесплатные сетки. Очевидно, что такая помощь негативно влияет на местных производителей.
Впрочем, ситуационно политика Китая разнится от страны к стране. Скажем, в Зимбабве помощь на развитие инфраструктурных проектов поступает не в форме наличных денег, а в виде прямой рабочей силы и строительных материалов из Китая. Это означает, что большая часть заемных средств возвращается Китаю. Выплата же самих займов осуществляется в виде необработанных природных ресурсов, таких как алмазы, золото и слоновая кость. Но необработанное сырье ценится меньше из-за отсутствия добавленной стоимости. Это бьет по местной промышленности, и можно сказать что китайско-зимбабвийское сотрудничество идет в ущерб Зимбабве.
Рассмотрим другй сценарий — на примере Камеруна. Один из результатов торгового доминирования Китая в Камеруне можно наблюдать в структуре торговли между двумя странами. Торговый дефицит с Китаем стал важной частью общего торгового дефицита Камеруна за последние несколько лет. В 2004 году он составлял около 48 миллионов долларов США по сравнению с общим дефицитом в 205 миллионов долларов США (23,5%), а в 2005 году вырос до 82%, что составляет 75 миллионов долларов США из 91 миллиона долларов США. Причем ситуация может быть хуже, если принять во внимание товары, импортируемые из Китая через Дубай. Фактически, импорт из Объединенных Арабских Эмиратов вырос примерно с 1,5 миллиона долларов США в 2000 году до более чем 12,4 миллиона долларов США в 2005 году, тогда как Камерун практически ничего не экспортирует в эту страну. Таким образом, Камерун остается замкнутым в сырьевом секторе, поскольку весь экспорт Камеруна в Китай состоит из сырьевых товаров. С другой стороны, дешевый импорт из Китая вряд ли будет способствовать развитию местной промышленности в Камеруне.
И все же, помощь Китая именно для инфраструктурных проектов, имеет ряд преимуществ в сравнении с другими иностранными донарами. Китай предоставляет Камеруну более дешевые ресурсы финансирования развития. Китайские инфраструктурные проекты из-за их конкретности и видимости рассматриваются рядовыми камерунскими гражданами как лучшая помощь, защищенная от возможных растрат со стороны некоторых бюрократов, как в случае западной помощи. Инфраструктура строится Китаем на сумму кредита или гранта и доставляется в Камерун. При этом нет возможности извлечь финансовые ресурсы в ходе реализации проекта.
В отсутствие прозрачных механизмов мониторинга фондов иностранная помощь поддерживает коррупцию, предоставляя коррумпированным чиновникам средства, которыми можно свободно пользоваться. Эти коррумпированные элементы блокируют верховенство закона, без которого невозможны эффективные права собственности, что делает малопривлекательными как внутренние, так и иностранные инвестиции в бедные страны. Больший потенциал и меньшее количество инвестиций замедляют экономический рост, что приводит к уменьшению возможностей трудоустройства и повышению уровня бедности. В ответ на рост бедности доноры предоставляют больше помощи, что усиливает нисходящую спираль бедности. Это порочный круг помощи. В итоге все это прививает культуру зависимости и способствует безудержной и систематической коррупции, и имеет пагубные последствия для возможности экономического роста. Такой формает помощи, по сути, фиксирует отсталость и гарантирует экономический провал в беднейших странах мира, зависящих от помощи.
В период с 1981 по 2002 год число людей на континенте, живущих в бедности, почти удвоилось, в результате чего средний африканец стал беднее, чем всего два десятилетия назад. Действительно, зависимость от иностранной помощи (в т.ч. китайской) привела к обнищанию африканцев.