Добыча и переработка редкоземельных металлов (РЗМ) все больше становится фактором геополитики, нежели только экономики.
К такому выводу можно прийти, прочтя развернутую публикацию (https://www.facebook.com/irina.gaida/posts/10158405529207890) Ирины Гайды (директор Центра Энергетики в Московская школа управления «Сколково») в социальных сетях.
К редкоземельным металлам относят 17 видов минералов, и значимая часть их месторождений находится в Африке. Особенно же, кобальт и колтан, который используется при производстве модных гаджетов (Apple), и по иронии судьбы 90% его месторождений находится на Черном континенте, а при добыче колтана широко используется детский труд (рекомендуем к просмотру на эту тему эфира Проекта «Круг мнений», — «Эксплуатация детей на африканском континенте (https://youtu.be/TBKY6I3dIpA)»).
Преимущество в текущий момент остается за Поднебесной. Около 80% мирового объёма РЗМ перерабатывается в Китае, что ставит в критическую зависимость от него ведущие мировые экономики (США, ЕС, Японию).
Если Ирина Гайда, к своим статистическим данным (кстати, предоставленным без всяких ссылок на первоисточники) добавит политический анализ вмешательства США в африканские выборы, то она заметит, идеальное наложение антикитайской риторики и особенно значимой американской активности именно в странах с наибольшими месторождениями РЗМ.
Впечатляющих успехов США добились (https://t.me/afric_ylbIbka/3194) в Демократической республике Конго, где, приведя к власти президента Феликса Чисекеди, систематически выдавливают китайцев с местного рынка добычи полезных ископаемых. В том числе, путем пересмотра решений по уже выданным ранее лицензиям.
Но как же Китай смог опередить всех?
Дело тут в той модели, которую он выбрал для реализации стратегических целей. Например, все проекты, связанные с РЗМ имеют государственные субсидии, и реализуются, несмотря на традиционно высокие политические и социальные риски в Африке. Стоить напомнить и о необходимости высоких инвестиций, поскольку подобные проекты требуют значительных вложений в инфраструктуру. Все это китайцев нисколько не останавливает, и по итогам они оказываются впереди.