Что мы знаем об Африке? Еще недавно это был набор штампов и клише из Чуковского и программ о путешествиях. Сегодня Африка становится ближе, и по-новому открывается для нас — это связано как с динамичным развитием континента, так и с ростом взаимного интереса между Россией (странами бывшего СССР) и африканскими странами. Наши соотечественники рассказывают о своих африканских историях успеха, каково это — жить, работать или вести бизнес в Африке. Редакция ресурса «Helloafrica.ru» запускает серию интервью «Наши в Африке» (#наши_в_африке).
Интервью № 4: с Яной Аугер, директором Русской балетной школы (Russian School Of Ballet, Йоханнесбург).
«Мое самое сокровенное желание — поделиться всеми своими знаниями о русской балетной традиции — ее великой истории, богатстве и мудрости — чтобы дать возможность на всю жизнь оценить прекрасный мир классического балета для студентов и их семей» (Яна Аугер).
Как и каким образом вы связали свою судьбу с Африкой?
— Я уехала из России в 1993 году, не знала, что навсегда. Мы поехали танцевальной группой и оказались в Конго. Наша цель была заработать деньги и вернуться домой. Но пока мы там работали в течении трех месяцев, мне предложили остаться в ресторане в качестве администратора. Таким образом я и осталась, отработала полтора года и открыла танцевальную школу.
Сама я из Новосибирска, а в 90-е годы с работой было очень сложно. В России меня ничто не держало, а деньги нужно было зарабатывать. И вот так от месяца к месяцу я и прожила в Конго шесть с половиной лет. Не все было гладко в этот период, у меня за плечами две революции и две эвакуации. Но в любом случае, когда была работа, то жизнь была обустроена. Далее я познакомилась со своим будущим мужем и вместе с ним уехала в Англию, и далее мы уже ездили вместе. Жили в Англии, Бельгии, в Израиле, и снова в Бельгии. И уже после Бельгии оказались в ЮАР.
— Расскажите с чего начиналась ваша танцевальная школа?
Я закончила колледж культуры и искусств в Новосибирске. То есть преподавание разных видов танца было моей профессией. Включая и классический танец, и бальный танец, и народный, и характерный и модерн. И когда в Конго я открыла танцевальную школу, то преподавала разные виды танца, — и для детей, и для взрослых. Даже аэробику. Бралась за все, чтобы в школе было разнообразие. Потом был период жизни в Англии, где я занималась танцами только для себя. И уже ко времени приезда в ЮАР в 2009 году, у меня уже была твердая привязанность к классическому танцу. Тем более со временем у меня стали появляться ученики, которые хотели заниматься классическим танцем профессионально. Встал вопрос о получении дополнительного образования. В 2013 году я поступила в Московскую Академию Хореографии на курсы переподготовки в формате заочного обучения, где нам, студентам, предоставлялась уникальная возможность учиться мастеству преподавания у ведущих педагогов Академии.
Выбор в пользу русского балета — это выбор местных жителей или все же, выбор преимущественно экспатов?
— Большинство учеников, это южноафриканцы. И какая-то часть, совсем незначительная — это дети работников посольств или бизнесменов, временно проживающих в стране.
Что касается расового состава, то для нас абсолютно нет значения кто к нам приходит, — мы стараемся привлечь всех. Тут есть правда некоторая закономерность, белых детей как правило приводят матери, которые сами занимались балетом. У чернокожих же изначально не было такой возможности. Плюс ко всему материальных достаток у всех разный.
Последняя тенденция очень интересная. К нам приходит много темнокожих детей, которые отличаются особенной целеустремленностью, работоспособностью и дисциплинированностью.
Мотивация у родителей, которые приводят своих детей, — приобщение в высокой культуре, и европейскому образу жизни (некоторая элитарность), или все же это интерес именно к русской культуре, желание прикоснуться к чему-то чудесному?
— Играют роль оба момента. Во-первых, это желание родителей, которые в своем детстве были лишены этой возможности. И зачастую, это не зависит от их материальных возможностей, у нас родители многих детей имеют незначительный доход, и порою привозят на занятия в школу своих детей издалека. И им именно хочется приобщиться к искусству, к тому к чему ранее им было не дозволено прикасаться.
С другой стороны, многие образованные люди слышали о русской школе, — что это определенная дисциплина и высокие стандарты, и приходят уже с определенными ожиданиями.
В Африке существует своя мощная народная танцевальная культура. Возможен ли ее синтез с высокой культурой, и в частности, с русским балетом?
— Человек должен знать и глубоко погружен в обе культуры. Насколько это возможно гармонично совместить, сложно сказать. У нас есть местные педагоги, и иногда они дают некоторые комбинации танцев (с элементами африканских традиций) для детей. Я, например, не берусь такое давать, поскольку далека от африканской народной культуры и танца.
Какова стоимость обучения в вашей школе?
— У нас высокая стоимость, в сравнении с другими танцевальными школами. Это связано с тем что в нашей школе более частые занятия и более длительные по времени. Но в то же время мы входим в положение родителей, особенно сейчас, когда в период пандемии многие теряют работу.
Но и не разбрасываемся этим. Люди ценят только то, во что они вкладываются.
Оказывают ли вам помощь российские организации?
У нас хорошие сложившиеся отношения с Россотрудничеством. В частности, на нас вышел сам руководитель Россотрудничества в ЮАР Павел Новожилов. В течении двух лет мы выступали на мероприятиях посольства. Также две выпускницы нашей школы, получили возможность бесплатного обучения в России, в рамках программы Russia Study.
А ситуация в ЮАР такова, что далеко не каждому молодому человеку дана возможность получить высшее образование, часто это недоступно чисто по финансовым причинам. И для наших девочек обучение в Москве, — большая возможность в жизни.
Кроме того, до коронавируса, в 2019 году при поддержке Россотрудничества мы посетили Санкт-Петербург с группой наших учеников из 25 человек. В течении двух недель наши ученицы участвовали в летнем танцевальном лагере на базе школы им. Долгушина и по окончании приняли участие в их отчетном концерте в Эрмитажном театре.
Есть ли какие-то частные инициативы помощи вашей школе?
— Значительную поддержку наша школа получила со стороны Натальи Ротенберг. В международный день Нельсона Манделы три года назад нам был отправлен целый чемодан мягкой балетной обуви. Кроме того, благотворительный фонд Натальи Ротенберг поддержал одного из наших талантливых учеников, оплачивая в течении полутора лет его обучение.